Росморречфлот о перевозках пассажиров в 2024 году
По итогам 2024 года объем перевозок пассажиров внутренним водным транспортом может превысить 11,8 млн человек, что на 3,8% больше, чем в 2023 году. Как сообщил заместитель руководителя Росморречфлота Федор Шишлаков, по итогам 10 месяцев было обслужено 11 млн человек, что на 13,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Увеличение объема пассажирских перевозок связанно с введенными санкциями для выездного туризма и привлечением отдыхающих на российские речные круизы. Наиболее популярными туристскими маршрутами в европейской части являются направления из Москвы до Санкт-Петербурга, Соловков и в города на Волге, отметил замруководителя ведомства. По его словам, прогнозируемое количество круизных туристов по итогам года должно составить 500 тыс. человек. В этом году начата работа и по развитию внутрирегиональных пассажирских перевозок. В ходе инвентаризации были выявлены 608 причалов и разработана маршрутная сеть, включающая 285 маршрутов.
В Подмосковье пассажиропоток в навигацию-2024 вновь вырос
В Московской области в прошедший сезон речной пассажирской навигации было перевезено более 40 тыс. человек. Об этом сообщило министерство транспорта и дорожной инфраструктуры региона. В Подмосковье вновь действовало три водных маршрута: в Коломне, Серпухове и Лыткарине. Пассажиропоток на них вырос на 26% по сравнению с прошлым годом. Лидером по числу пассажиров в очередной раз стала короткая переправа в Лыткарине, на ней за семь месяцев работы зафиксировано свыше 22 тыс. поездок. В Серпухове на теплоходе совершено порядка 13 тыс. рейсов, а в Коломне — более 5 тыс. Об этом сообщил заместитель председателя правительства — министр транспорта и дорожной инфраструктуры Подмосковья Алексей Гержик. Он напомнил, что в конце сентября свою работу завершили леечные линии в Коломне и Серпухове. В Лыткарине теплоход «Стриж-7» выполнил последний рейс 20 ноября. Следующий сезон речной навигации стартует 1 мая 2025 года.
«Метеор» появится на новой тысячерублевой купюре
Центробанк подвел итоги голосования по дизайну оборотной стороны новой купюры номиналом 1000 рублей. Победителем стал скоростной пассажирский теплоход «Метеор». Обновленную банкноту собираются представить ближе к концу года. Число символов, которые попадут на купюру, и их расположение определят художники ЦБ и Гознака. Лидерами голосования также стали: дворец земледельцев в Казани, автомобильный мост в Саратове, памятник Салавату Юлаеву в Уфе и главный корпус Казанского университета. Отдать голос можно было за одну из достопримечательностей Приволжского федерального округа. Всего для оборотной стороны обновленной купюры было предложено 25 вариантов. В голосовании приняли участие около 700 тыс. человек. Лицевая сторона тысячерублевой купюры была представлена в 2023 году. На ней изображены достопримечательности Нижнего Новгорода – башня Кремля, Нижегородская ярмарка, Борские мосты, стадион и стрелка Оки и Волги. А теперь появится и «Метеор 120Р», который выпускает АО «ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева» находящееся тоже в Нижнем Новгороде.
Безвиз для круизных интуристов хотят возвращать
Минэкономразвития РФ прорабатывает возможность возвращения в 2025 году 72-часового безвизового пребывания в России пассажиров круизных судов из других стран, сообщил заместитель министра экономического развития Дмитрий Вахруков на Петербургском международном туристском форуме «Travel Hub. Путешествуй!», прошедшем с 6 по 9 декабря. По его словам, круизные туристы смогут оставаться на три дня в городе пребывания без визы. В июне представитель Минэка отмечал, что в ведомстве хотят разрешить иностранным пассажирам круизных судов три дня находиться в России без виз, а в дальнейшем расширить этот механизм и на курорты проекта «Пять морей». Напомним, безвизовое пребывание для иностранных круизных путешественников в России через порт Санкт-Петербурга на 72 часа действовало с 2009 года до начала пандемии. Кроме того, рассматривался вопрос расширения подобной практики и для иностранцев, прибывающих в страну на речные круизы.
Городецкие шлюзы остаются «узким местом» и в навигацию-2025
Судоходство через Городецкий гидроузел обеспечивается без остановки во время реконструкции шлюзов № 15 и № 16. В прошедший высокий сезон общий объём пассажирских перевозок через эти шлюзовые камеры превысил 179 тыс. человек. Завершение намеченных работ, а также проведение дноуглубления позволят обеспечить гарантированную глубину 4 метра на участке между Нижним Новгородом и Городцом. Реконструкция Городецкого гидроузла, помимо основной задачи увеличения тоннажа грузовых перевозок, улучшит и доступность городов Средней Волги для туристов из Москвы и Санкт-Петербурга, и наоборот: жители Нижней Волги и Камы смогут с комфортом добраться до двух столиц речным транспортом, отметил руководитель Росморречфлота Андрей Тарасенко. В настоящее время строительная готовность Городецкого гидроузла составляет примерно 25%. Планируемый срок завершения реконструкции объекта — 2026 год.
О планах строительства причалов в Юрино и Кокшайске
Финансовое обеспечение строительства пассажирского причала в поселке Юрино республики Марий Эл в 2025-2027 годах запланировано на сумму 539,9 млн рублей. В результате количество судозаходов к нему в 2028 году ожидается в 70 единиц, в 2029 году — 80 единиц, в 2030 году — 90 единиц. Турпоток при этом последовательно возрастет с 15 тыс. человек в 2028 году до 30 тыс. человек в 2030 году. Это следует из индивидуальной программы социального-экономического развития региона на 2025-2030 годы. Далее, на возведение пассажирского причала в селе Кокшайск будет выделено 640 млн рублей в 2026-2028 годах. Количество судозаходов здесь увеличится с нуля до 80 единиц в 2029 году и 90 единиц в 2030 году. В настоящее время ведется разработка проектной и рабочей документаций строительства причалов в Юрино и Кокшайске. В частности, в Кокшайске причал будет спроектирован под возможность принимать скоростные пассажирские суда на подводных крыльях (СПК) «Валдай-45Р».
Пароход-колёсник «Н.В. Гоголь» начал подготовку к навигации-2025
Центр судоремонта «Звёздочка», находящийся в Северодвинске Архангельской области, спустил на воду старейший действующий в России колёсный пароход «Н.В. Гоголь». Предварительно туристско-экскурсионное судно успешно прошло плановый осмотр для предъявления Российскому классификационному обществу (РКО). Такие регламентные мероприятия судно, по требованию РКО, проходит каждые пять лет, говорится в сообщении ЦС «Звёздочка». В межнавигационный период на его борту будет проведён плановый текущий ремонт и комплекс мероприятий для подготовки к навигации-2025. Колёсный пароход «Н.В. Гоголь» построен в 1911 году в Нижнем Новгороде на Сормовском заводе. В 1972 году его приобрела «Звёздочка» для использования в качестве плавучей базы отдыха. В прошедшую навигацию «Н.В. Гоголь» поставил рекорд пассажироперевозок: за четыре месяца работы на Северной Двине было проведено 118 прогулочных и экскурсионных рейсов для более 12 тыс. пассажиров.
Саратовская область начнет пассажирских перевозок по Волге
В Саратовской области готовят причальную инфраструктуру для возрождения речных перевозок пассажиров по Волге. По информации губернатора региона Романа Бусаргина, первый маршрут планируется запустить с началом навигации в середине апреля. При этом водные перевозки будут субсидироваться из регионального бюджета, что позволит сделать стоимость поездки не дороже автобусного сообщения. В районах, через которые пройдет первый маршрут, сейчас занимаются приобретением и установкой причалов, а также благоустройством причальной зоны. Так, у берегов города Маркса завершены дноуглубительные работы. Кроме того, проведен аукцион на изготовление причальных сооружений, и в апреле конструкция будет готова для размещения на воде. Для Балаковского района тоже будет изготовлен причал, его поставка планируется к 1 апреля. А в Вольском районе причальная зона уже полностью готова к приему теплоходов, все работы завершены, установлен понтон.
Подготовил Андрей Алексеев