С 18 по 20 июня в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) было представлено головное электросудно «Стрельна» проекта «Москва 2.0», построенное по заказу компании «ВодоходЪ. Пассажирский Порт» на верфи «Эмпериум». Во время проведения ПМЭФ судно находилось на причале «Эрмитаж Нижний». На его борту в рамках форума даже проходят официальные мероприятия.
В первых числах июля «Стрельна» выйдет в коммерческую эксплуатацию и будет осуществлять прогулочные рейсы по Неве с выходом в Финский залив, а также станет предоставляться в аренду для проведения корпоративных мероприятий. Название «Стрельна» самое первое судно на электрической тяге серийного проекта «Москва 2.0» получило в честь исторического района Санкт-Петербурга.
Надо отметить, что «Москва 2.0» является модернизированной версией легендарной серии Р-51 – самого популярного в СССР прогулочного судна «Москва». Характерный облик советских проектов дополнен передовыми технологиями: электрическими двигателями, оптимизированными обводами корпуса, энергоемкой системой аккумуляторов и «умной» электроникой.
Увеличенная на 2 метра ширина корпуса «Москва 2.0» обеспечивает дополнительное пространство и способствует повышению комфорта пассажиров. На борту электросудна могут разместиться до 140 пассажиров. В основном салоне главной палубы располагается ресторан с баром, в носовой части - бизнес-зал с панорамными окнами. Верхняя палуба удобно разделена на открытую зону и закрытую часть под навесом.
В отличие от дизельных предшественников, новейшее электросудно при движении практически не создает шума и вибраций, на борту отсутствует запах переработанного топлива. Проект предполагает наличие гибридной силовой установкой. За счет вспомогательного источника питания кратно повышается автономность плавания. Она составляет в экономичном режиме работы аккумуляторных батарей не менее 8 часов, а при максимальном режиме – не менее 4 часов. Скорость судна — не менее 11 узлов.
Комплекс электропитания с берега для головного судна «Стрельна» установила компания Sitronics Electro. Он состоит из блоков силовых разъемов, щита берегового питания и обеспечивает безопасность процесса заряда. Система поддерживает зарядку как переменным, так и постоянным током, что позволяет гибко адаптироваться к различным вариантам эксплуатации.
Кроме Санкт-Петербурга, возможность эксплуатации электросудов проекта «Москва 2.0» прорабатывается в Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Уфе и Перми. В 2026 году судоверфь «Эмпериум» планирует передать заказчику еще 5 аналогичных судов.
Елена Владимирова,
наш собственный корреспондент по Санкт-Петербургу и Северо-Западу