Перевозки пассажиров речным транспортом в 2024 году снизились на 3,1% — до 2,6 млн человек. Это следует из отчета министерства экономического развития РФ. Отмечается, что на речные экскурсии пришлось 2,2 млн пассажиров, что чуть меньше относительно 2023 года, на 4,9%. В то же время речные круизы продемонстрировали рост на 6,8% — до 448,9 тыс. пассажиров.
Пассажиры на речном транспортом в прошлом году
В отчете говорится, что среднее расстояние поездки на внутреннем водном транспорте остается незначительным (64,7 км, +0,3 км год к году). При этом их основная доля приходится на переправы (78,3% от всех перевозок водным транспортом) и речные экскурсии (18%).
«На дальнейший рост перевозок водным транспортом также влияет ситуация с флотом. По данным Российского речного регистра, на начало 2025 года насчитывалось 1069 пассажирских судов, за исключением маломерных судов и судов без собственного хода. Несмотря на солидный средний возраст, речные теплоходы, тем не менее, становятся моложе: если в 2020 году их средний возраст составлял 47,5 лет, то в 2024 году — 46,1 год, отмечается в отчете.
В то же время в прошлом 2024 году из речного регистра было исключено 62 судна, вероятно, в связи с плановым ремонтом. В то же время в регистр добавлено 45 судов, из которых 12 были спущены на воду в 2023 году. По данным за 2025 год, общее количество судов увеличилось уже на 65 единиц по сравнению с 2024 годом. Число тех, что впервые были спущены на воду в 2024 году, составило лишь 8. За период с 2020 по 2024 год, по данным регистровой книги 2025 года, было введено в эксплуатацию 30 новых судов. За счет этого средний возраст речного транспорта постепенно снижается.

В сегменте перевозок морским транспортом падение регистрируется третий год подряд — ввиду санкционных ограничений. За 2024 год они снизились вполовину (-44,3%) и достигли уровня 1,5 млн человек. «При этом больше половины (53,6%) судов сосредоточены в трех основных портах: Владивосток, Новороссийск и Санкт-Петербург», — сказано в отчете. Также отмечается, что в отличие от речных, морские суда гораздо моложе — их средний возраст около 30 лет. Значительная часть судов младше 10 лет — 27,5%.
По прогнозу Минтранса РФ, к 2030 году речной транспорт будет перевозить 19 млн пассажиров ежегодно — рост на 7,8% каждый год. Таким образом, в 2025 году пассажиропоток на внутреннем водном транспорте может вырасти до 13 млн пассажиров.
Объем речных пассажирских перевозок намечено увеличить
В соответствии с Транспортной стратегией Минтранс РФ планирует обеспечить рост речных пассажирских перевозок до 19 млн человек к 2030 году. Об этом заявил заместитель министра транспорта Александр Пошивай, передает пресс-служба ведомства.
«За 2024 год перевезли 12 млн человек. Это на 1,5 млн человек больше, чем перевезли в 2023 году. В этом году, я думаю, мы перевезем еще больше. Потому что у нас в прошлом году ходило порядка 100 судов, сейчас пойдет 110», - сказал он.
По словам замминистра, отрасли необходимы снятие инфраструктурных ограничений и обновление речного флота. По федеральному проекту «Производство судов и судового оборудования» в рамках нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» запланирован ввод в эксплуатацию 303 новых пассажирских судов.

В настоящее время под контролем подведомственного Минтрансу Росморречфлота находятся 48,9 тыс. км внутренних водных путей, на которых были устранено 9,2 тыс. км лимитирующих участков. Значительно повысить пропускную способность позволит окончание строительства Багаевского гидроузла на Дону и реконструкция Городецкого на Волге. Работы ведутся в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система».
Параллельно развиваются регулярные межрегиональные пассажирские перевозки скоростными судами в рамках проекта «Речные магистрали». По итогам текущего года планируется обеспечить перевозку 52 тыс. пассажиров по 18 маршрутам на 8 судах.
Сергей Кузнецов







