Судоходная компания «ВодоходЪ» начинает выполнение круизных туров по Енисею на своем лайнере «Максим Горький». В первый речной поход он отправляется сегодня, 16 июля. Путешествие будет непродолжительным: из Красноярска теплоход пойдет до Енисейска и уже 19 июля вернется обратно. Как сказано на сайте компании, свободных кают на судне нет. А на следующий день, 20 июля, «Максим Горький» выходит в длительный круиз по маршруту Красноярск – Дудинка продолжительностью 11 дней. Вначале этот рейс был намечен на 6 июня, однако пандемия существенно отсрочила первоначальную дату выхода. В Дудинку лайнер, в соответствии с нынешним расписанием, прибудет 30 июля. И в тот же день возьмет курс на Красноярск, при этом путь обратно, вверх по течению, займет уже 13 дней.
От Красноярска до Дудинки и обратно
По водному направлению, соединяющему столицу Красноярском края с заполярной Дудинкой, в одну или другую сторону, «ВодоходЪ» собирается осуществить за нынешний сезон в общей сложности шесть круизов. Заключительный финиширует в Красноярске в конце сентября. После чего «Горький» выполнит еще несколько круговых рейсов: один 11-дневный - до поселка Канготово и три 4-дневных - до Енисейска. Завершится навигация теплохода 13 октября.
Енисейские круизные туры «Водохода» во многом уникальны, отмечает коммерческий директор компании Александр Кокшин. Что касается и самой организации речных путешествий. Привычные стандарты, действующие на внутренних водных путях Центральной России, достаточно сложно, а иной раз и вовсе невозможно применить в Сибири. Так, одна из особенностей похода по Енисею заключается в том, что не везде, где можно сделать интересную стоянку, есть необходимая причальная инфраструктура. Поэтому оператор оборудовал теплоход специальными лодками для высадки туристов в таких местах. Так что, в данном случае, надо говорить не об обычных экскурсионных, а об экспедиционных круизах.
К тому же, по пути следования туристы смогут увидеть известные природные заповедники, в частности, плато Путорана и нацпарк «Красноярские Столбы». Их ждут поселения староверов и малых народностей Севера, необычные музеи, старинные города и поселки, они познакомятся с сибирской кухня, а также не раз побывают на рыбалке и прогуляются по тайге. В любом случае, путешествие по Енисею, отмечают его организаторы, станет значимым событием в жизни, как обычных отдыхающих, так и самых взыскательных любителей водных туров. Эта довольно протяженная и полноводная сибирская река протекает с юга на север практически по меридиану. Интересно даже просто наблюдать, как по пути, к примеру, от Красноярска до Дудинки, тайгу постепенно сменяют суровые северные ландшафты. Причем, Енисей в своем течении не раз образует петли, да так, что даже Полярный круг туристам предстоит пересечь целых три раза.
От Волги до Енисея
Четырехпалубный теплоход «Максим Горький» проекта Q-040 построен в Австрии в 1974 году. Круизные суда этой серии справедливо считались самыми комфортабельными в Советском Союзе. В прошлом году он прошел полную реновацию до уровня 5* - премиального класса по международным стандартам. Сейчас на его борту могут разместиться до сотни пассажиров в 50 каютах. До последнего времени судно работало в волжском бассейне, а в сентябре 2019 года своим ходом по Северному морскому пути прибыло на Енисей.
Стоимость путешествия на лайнере от Красноярска до Дудинки или в обратном направлении составляет от 320 до более чем 900 тыс. рублей на человека. Словом, настоящий круизный продукт премиального уровня «все включено». Более демократичные тарифы представлены на короткие круизы до Енисейска – от 20 тыс. рублей. Что, считают в компании, безусловно, заинтересует, в первую очередь, местных жителей. А более продолжительные туры, спрос на которые довольно значительный, отмечают в компании, выкупаются теперь, главным образом, представителями европейской России. Хотя, как ранее сообщали руководители «Водохода», основную ставку они вначале делали все же на зарубежных туристов. Теперь, похоже, эти планы переносятся на следующую навигацию.
Круизное и пассажирское движение
Если обратиться к недавней истории, то в советское время круизы по Енисею были достаточно распространенным и довольно популярным видом отдыха. Но в дальнейшем флот старел и списывался, замены ему не было, и последний комфортабельный теплоход - четырехпалубный «Антон Чехов» (проект Q-056), завершил свою работу в регионе в 2003 году. До текущей навигации он под флагом компании «Ортодокс» возил иностранных туристов между Москвой и Санкт-Петербургом.
Первым серьезный интерес к возрождению круизного судоходства на Енисее проявил питерский туроператор «Ника». С 2017 года он предлагал своим клиентам многодневные поездки на построенном в 2009 году теплоходе «Куприян», а потом «Близняке» проекта 646 (бывший «Профессор Близняк») - вполне комфортабельных судах с обновленными каютами, имеющими отдельные санузлы. В то же время, на «Куприяне» есть всего 7 кают рассчитанных на 14 пассажиров, а «Близняк», пассажировместимость которого до глобальной модернизации составляла около 200 человек, может принять на борт до 56 человек в 26 каютах.
Кроме того, на Енисее продолжает работу малокомфортабельная транспортная грузо-пассажирская линия Красноярск – Дудинка – Красноярск. На ней представлены два трехпалубных теплохода «Александр Матросов» и «Валерий Чкалов» (проект 588), построенных более 65 лет назад, а также четыре новых скоростных судна проекта А45. Они находятся в управлении красноярского госпредприятия «Пассажирречтранс». Отметим, что наиболее дорогой билет на «Матросове» и «Чкалове» в каюте «люкс» стоит в одну сторону около 32 тыс. рублей, а минимальная цена поездки в четырехместной каюте — до 7 тыс. рублей.
В то же время, власти Красноярского края давно собираются приобрести в лизинг на замену старым два новых пассажирских теплохода. Нынешним летом на Средне-Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге наконец ожидается закладка первого из них. А сами суда, рассчитанные на перевозку до 280 пассажиров, должны прибыть в Красноярск, по сообщению губернатора региона, в 2023 году. И как стало недавно известно, по результатам голосования, проводившегося среди жителей края, они получат имена основателя Красноярска Андрея Дубенского и известного писателя Виктора Астафьева.
Игорь Горностаев