В акватории реки Волги в Нижнем Новгороде 22-24 октября на колёсном теплоходе «ДоброходЪ» прошли первые испытания системы дистанционного управления пассажирским судном. Беспилотная система разработана нижегородской группой компаний «ГАМА». Прогулочное судно «ДоброходЪ» проекта ПКС-40, построенное в 2016 году в Городце, также принадлежит ГК «ГАМА».
На первом этапе испытаний отрабатывалось дистанционное управление теплоходом при его движении по реке без применения якорных и швартовных операций. Экипаж во время движения находится на борту для выполнения технического обслуживания и может при необходимости взять управление судном на себя. В настоящее время предусматривается сохранение в полном объеме управления штатным экипажем при движении судна в полуавтономном режиме.
При этом за теплоходом также наблюдали специалисты и управляли им из офиса группы компаний. Здесь были установлены модемы и компьютеры для приема данных с видеокамеры и модуля дистанционного управления судна. Система видеонаблюдения, работающая в любое время суток, реализуется с помощью нескольких мониторов, на которые выводится изображение с камер кругового обзора и отдельного монитора для вращающейся камеры. Пульт управления включает специальные джойстики, управляющий компьютер и компьютера с системой навигации (ЭКНИС). Испытания проходили при участии представителей Российского классификационного общества РКО.
В дальнейшем оператор собирается запустить беспилотное управление на трех своих прогулочных судах, которые работают в Нижнем Новгороде на туристических маршрутах продолжительностью около одного часа. Напомним, кроме теплохода «ДоброходЪ» в Нижнем Новгороде также представлены два других колёсных судна проекта ПКС-40: «Сура» и «КолёсовЪ».
Как сообщил генеральный директор компании «ГАМА» Дмитрий Галкин, работы по организации полуавтономного движения судна продолжаются и дальше по намеченному плану. «Сейчас отлаживает железо, софт, вопросов стоит немало, но надеюсь, что к навигации следующего года сможем их решить», - отметил глава операторской компании. Также запланирована отработка и операции швартования. Кроме того, экипажи прогулочных теплоходов «ГАМА» в настоящее время включают в свой состав по минимуму трех человек. Сократится ли их численность при полуавтономной работе судна, станет понятно по результатам испытаний. Завершить же саму процедуру согласования системы дистанционного управления в РКО и получить разрешения на ее эксплуатацию, намечено к навигации 2025 года.
Как рассказал Дмитрий Галкин порталу «Круиз-Инфо», дистанционное управление тремя прогулочными судами компании задумывалось еще на стадии их проектирование, более 10 лет назад. И еще тогда в их конструкцию закладывались требуемые для организации такой операции блоки. А теперь добавить определенные конструктивные элементы, позволяющие вести судовое управление на расстоянии. Также специалисты компании дописали необходимые программы, и теперь происходит их отладка.
Что же касается круизных теплоходов, то недавно построенные оператором трехпалубные колёсные суда «Золотое кольцо» и «Аурум» проекта ПКС-180 также могут работать в полуавтономном режиме, технические решения для этого есть, но при этом их испытания еще не проводились, сообщил Дмитрий Галкин. Пока что, по его словам, необходимо отработать прогулочные суда, получить на их базе конкретные результаты, после чего будет понимание как дальше тиражировать имеющийся опыт. В любом случае, заявил руководитель группы компаний «ГАМА», дойдет дело и до испытаний круизных лайнеров в режиме дистанционного управления.
Игорь Горностаев