Вот и произошло то, что регулярно происходит ежегодно, но каждый раз всегда с нетерпением ожидается. Вчера, 28 апреля, в Центральной России официально открылась круизная навигация 2018 года. Или, как ее еще называют, «большая круизная навигация». «То, ради чего мы, собственно, и работаем», - отметил один из руководителей круизной компании.
Торжество по традиции проводилось на Северном речном вокзале (СРВ) Москвы. «А где же ему ещё проходить? - сказал мне ветеран отрасли, - только здесь, в самом главном, пусть и не официально, речном центре нашей страны!». К тому же, сам Северный речной вокзал – старейшее, известнейшее, да еще и красивейшее место, а для многих любителей круизного времяпрепровождения имеющее даже и некий сакральный смысл. Именно сюда, на Химкинском водохранилище, в короткий, но весьма ёмкий навигационный период пребывают многочисленные четырехпалубные и все прочие теплоходы.
Правда, само вокзальное здание, построенное в далекий предвоенный период, уже сильно обветшало, и давно обнесено забором. Говорят, закрыто на ремонт, но год от года ничего в нем почему-то не меняется. Правда, последние сообщения, поступившие из недр правительства Москвы, в чем ведении теперь пребывает СРВ, самые что ни есть обнадеживающие. Памятник архитектуры местного значения обещают полностью восстановить и открыть уже через навигацию, весной 2021 года. Что ж, нам остается только верить.
Как всё это было
Но вернемся к старту большой круизной навигации-2018. Организатором этого знакового для всей речной индустрии торжества вновь стало профессиональное объединение «Речной альянс». В него, напомним, входят три ведущие российские компании речных круизов: «ВодоходЪ», «Инфофлот» и «Мостурфлот». На вокзальных причалах в этот день стояли три их четырехпалубных судна, готовых к выходу в первые рейсы. Но прежде на берегу прошли торжества с участием музыкальных и развлекательных коллективов.
Примерно в полдень заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк, присутствовавший на этом мероприятии, официально объявил круизную навигацию 2018 года открытой. После чего теплоход «Михаил Булгаков», а за ним и «Константин Симонов», которые обслуживают, соответственно, «Мостурфлот» и «ВодоходЪ», отправились в намеченный путь. А вот лайнер «Дмитрий Фурманов» компании «Инфофлот» вышел в круиз только вечером. До этого же на его борту прошла пресс-конференция топ-менеджеров «Речного альянса».
В прошедшем и предстоящем сезонах
Вначале несколько цифр, касающихся круизной навигации, которыми журналистов и блогеров «побаловал» коммерческий директор компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин. На речные дороги в текущем сезоне выйдут примерно около ста круизных теплоходов, и где-то половина из них – четырехпалубные. Год назад круизные компании перевли около 350 тыс. туристов, и в этом году ожидается очередной рост пассажиропотока. По крайней мере в компании «ВодоходЪ», отметил Смолин, надеются на его 15-процентное увеличения.
При этом флотилия компаний «Речного альянса» представлена 40 теплоходами разного класса: от двух- до четырехпалубных. Продолжительность круизов всех трех участников этого объединения варьируется от 2 до 24 дней. Суда Альянса ходят по Волге, озерам и каналам Северо-запада страны, а также по Каме, Белой, Оке, Дону, Вятки и некоторым другим рекам.
Еще одни, довольно интересные данные привела заместитель генерального директора компании «Мостурфлот» Светлана Гончаров. За прошлый год все теплоходы этого оператора прошли за навигацию 340 тыс. км., что равно восьми оборотам вокруг земного шара или 8/9 расстояния до луны.
Что еще важно, в прошлом году практически восстановилась число иностранных туристов на российских круизных маршрутах. В этом году тот же «ВодоходЪ» запланировал перевезти 35 тыс. гостей из-за рубежа. Их основным поставщиком остается Европа, не так быстро, но тоже растет число путешественников и из США, а вот китайцев, вопреки прежним ожиданиям, до сих пор не много. «Мостурфлот» же, сообщила Гончарова, полюбили вьетнамские туристы. Эта компания, кстати, поставила на иностранный рынок наиболее комфортабельные, а значит, наиболее дорогие лайнеры: «Александр Грин» вновь будет работать с австралийцами, а «Княжна Виктория» - с американцами.
Туристы выбирают комфорт
Нынешний рост тарифов на отечественном круизном транспорте составил примерно 1-3%, т.е. находится в пределах инфляции. Туродень путешествий по рекам европейской России составляет, в зависимости от уровня теплохода и сезона, 4-6 тыс. рублей на человека, включая практически все: от питания до наземной экскурсионки.
При этом продолжается рост спроса на комфортабельные каюты и лайнеры. Весьма показательный пример привел генеральный директор компании «Инфофлот» Андрей Михайловский: если раньше на судне обычно было два «люкса», то теперь кают подобного уровня десятки – и все равно продаются. В настоящее время в каютах теплоходов «Речного альянса» имеется: кабельное ТВ, wi-fi, внутренний телефон, холодильник, санузел с душем и туалетом. И это, кстати, не «люкс», а обычная стандартная каюта.
Впрочем, речной круизный продукт, вопреки до сих пор бытующим слухам, рассчитан далеко не только на богатую публику. В компании «Мостурфлот», к примеру, последние два года повышенным успехом пользовался «первый речной лоукостер» - 4-палубный теплоход «Княжна Анастасия». Теперь это судно перешло на зарубежный рынок. Однако взамен оператор представил своим клиентам на двух теплоходах аналогичную систему «круизный конструктор», которая позволяет подобрать по своему усмотрению интересующую их программу питания и экскурсионного обслуживания. Что позволяет минимально сократить туродень до 2,3 тыс. рублей. Кроме того, напомним, на речных круизах действуют различные скидки: раннего бронирования (до 10%); сезонные (до 20-30%); для пенсионеров, молодоженов, детей (10-15%) и ряд других.
Секреты малорентабельного бизнеса
Особое, отчасти да же болезненное оживление у спикеров вызвал вопрос: какова рентабельность работы круизных лайнеров? Не более 5%, был ответ. Не много, как видим. И прежде всего оттого, что речной транспорт очень затратный. Не забывайте, работать в российских условиях он может, в лучшем случае, 6 месяцев в году. Да и топливные затраты судов весьма значительные: 6-8 тонн в сутки. А сейчас, кстати, горючее вновь дорожает.
Потом, суда в обязательном порядке, в том числе и по требованиям безопасности, должны быть укомплектованы значительным штатом. К примеру, на четырехпалубнике, перевозящим 250-300 пассажиров, работают 90-100 человек команды. Зарплаты персонала – еще одна, и немалая, расходная составляющая операторской компании. Но по-другому уже нельзя, отмечают в круизных компаниях. Судите сами, раньше на российских (советских) круизах развлекательную часть на борту представляли, как правило, лишь баянист и ди-джей. Сейчас же досугом туристов занимаются целые бригады по 10-15 человек. И так во многом.
Что же тогда держит «на плаву», пользуясь речной терминологией, этот малорентабельный и одновременно неудобно-сезонный бизнес? К тому же, ежегодно, а точнее, еженавигационно, у речных круизов становится все больше верных друзей и поклонников. Ведь именно этот вид туризма считается наиболее возвратным. Более того, далеко не самой доходной отрасли в последнее время стало активно помогать государство: вопрос строительства новых круизных лайнеров несколько лет назад решался на уровне российского президента, и решился, кстати, положительно.
Сплошные загадки… Но не для бывалых круизёров. «Вот побываете сами в речном путешествии, и многие, если не все вопросы сами собой отпадут»,- заметил один из них…
Подготовил Игорь Горностаев