К началу пассажирской навигации-2020 на Москву-реку выйдут не менее ста прогулочных судов. Как сообщил президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота (МАСПФ) Кирилл Евдокимов, при условии хорошей погоды большая часть теплоходов начнет работу уже 23 июня. Напомним, с этой даты, в соответствии с указом мэра Москвы Сергея Собянина, будет возобновлена пассажирская навигация. При этом все требования, утвержденные министром транспорта и главным санитарным врачом РФ, будут учтены, отметил Евдокимов. Сейчас судоходные компании занимаются получением необходимых для работы документов.
Также, по словам главы МАСПФ, судовладельцы не собираются увеличивать цену на билеты, а оставят ее на прошлогоднем уровне. Ориентировочная стоимость речной прогулки в столице составит 600 рублей для взрослого пассажира. Что касается соблюдения санитарных норм то, но будет введено ограничение на количество перевозимых пассажиров. Так, на теплоходе «Москва» пассажировместимость по проекту составляет 250 человек, но в нынешних условиях станут пускать по 50 человек на верхнюю и главную палубы.
Как ранее сообщили ведущие круизные операторы страны, входящие в профессиональную ассоциацию «Речной альянс» - «ВодоходЪ», «Мостурфлот» и «Созвездие», их круизы могут начаться в третьей декаде июня. И будет проходить по утвержденному прежде графику движения. При этом, «ВодоходЪ» и «Созвездие» собираются продлить навигацию на октябрь и частично далее. Тоже самое планирует и «Мостурфот», как сообщил пресс-секретарь компании Александр Филимонов, но при условии, если речные туры будут пользоваться хорошим спрос.
Туристические компании в регионах, занимающиеся приемом пассажирских теплоходов, находится сейчас в стадии подготовки и ожидания. Как только все ограничения с туристических объектов будут сняты, что должно произойти, как ожидается, тоже в конце июня, они будут готовы приступить к полноценному обслуживанию прибывающих круизных пассажиров. В Татарстане, к примеру, Казанский речной порт уже начал отправлять пассажирские рейсы до Болгар и Тетюшей, а в конце мая стартовали ежедневные волжские прогулки до Свияжска. Чисто технически здесь готовы принимать и круизные лайнеры, сообщили в пресс-службе Минтранса Татарстана.
Пандемия заметно скажется и на том, как будут проходить сами круизные путешествия. В соответствии с последними рекомендациями Роспотребнадзора и указаниями Минтранса РФ, во время навигации каждый день требуется проводить дезинфекцию теплохода, а весь экипаж должен носить маски. В то же время, таких ограничений для пассажиров нет. Тем не менее, их будут проверять тепловизорами при каждой посадке на борт в любом порту захода. При повышенной температуре туриста направят в отдельный санитарный бокс. Если состояние не улучшится, то на следующей стоянке его отправляют в больницу. Причем, из-за одного заболевшего круиз не остановят, сообщил Александр Филимонов.
Генеральный директор ведущей самарской туристической компании «Спутник-Гермес» Наталья Денисова отметила, что подготовка к навигации с учетом новых требований уже идет. Закупаются маски и дезинфицирующие средства. На бортах судов будут установлены санитайзеры. При отправке в рейс все теплоходы станут проходить проверки на соблюдение требований безопасности. Как отмечают операторы, расходы на организацию круизов теперь увеличатся на 10-15%. Да и обслуживание круизов после пандемии потребует дополнительных расходов.
В то же самое время, по словам Александра Филимонова, поскольку в нынешнем году начало навигации ожидается почти на два месяца позже, чем планировалось, убыток компании «Мостурфлот» составит не менее 20-25% за сезон. Кроме того, текущим летом, похоже, на российских реках не стоит ждать иностранных туристов, ведь границы с зарубежными странами вряд ли откроются быстро. А иностранцы на судах «Мостурфлота» занимали прежде 50-60% от общего числа клиентов. Тем не менее, оператор не собирается увеличивать стоимость круизов для россиян, тарифы останутся на заявленном прежде уровне.
Как сообщил руководитель пресс-службы «Мостурфлота», загрузка теплоходов компании на июль составляет 70-80%, а на август - выше 80%. Показатели практически на уровне прошлых лет. При этом 5-10% клиентов отказались от приобретенных речных туров, что, впрочем, не идет в сравнение с другими отраслями массового туризма, у которых объем отказов составляет 60-70%. Специалисты объясняют это хорошо известной в турбизнесе лояльностью круизных путешественников, из которых, как правило, более 75% - постоянные клиенты речных компаний.
Иван Коблов