В следующем году отечественная судоходная компания «Донинтурфлот» отметит свой юбилей – 30-летие работы в круизной индустрии России. Но и нынешний год для речного оператора тоже крайне важный, поскольку в предстоящую навигацию он впервые выходит на российский рынок речных круизов. Исторически сложилось так, что прежде компания обслуживала, причем достаточно успешно, иностранных путешественников, а потому хорошо известна за рубежом, но мало знакома нашим согражданам.
В то же время, «Донинтурфлот» сегодня – один из ведущих круизных операторов страны, владеющий значительным флотом пассажирских судов комфортабельных проектов, что позволяет ему создавать качественный турпродукт, рассчитанный на широкий потребительский сектор. И нынешняя ориентация компании на россиян – заметное событие для всей отечественной отрасли речных путешествий. Так что, наш рассказ о пути становления и дне сегодняшнем «Донинтурфлота» наверняка будет полезен как участникам круизного рынка, так и всем любителям водных туров.
Как все начиналось почти 30 лет назад
Итак, в 1992 году, после развала СССР, пассажирское управление Волго-Донского речного пароходства, базирующегося в Ростове-на-Дону, выделилось в отдельную самостоятельную компанию. Было проведено акционирование новой структуры, получившей название «Донинтурфлот». В то время в ее флот входили лишь три четырехпалубных теплохода проекта 302: «Максим Литвинов», «Новиков-Прибой» и «Михаил Шолохов». Скоростной флот – «Метеоры» и «Восходы», в дальнейшем были проданы, а еще раньше продали несколько трехпалубных пассажирских судов 588 проекта.
Тогда же теплоход «Шолохов» взяла в аренду туркомпания «Вис Круиз». Во главе ее стояла хорошо известная рынку Любовь Барашкова, работавшая прежде в «Интуристе» и «Совречфлоте», что и помогло ей организовать на судне прием иностранцев, заключив контракт с немецкой компанией Hapag-Lloyd. Кроме того, «Вис Круиз» арендовал еще два теплохода в Волжском речном пароходстве, поскольку остальные лайнеры «Донинтурфлота» в тот момент стояли под гостиницы в Германии, на острове Рюген.
В это время ростовская компании «Ортодокс» занималась выездным и приемным туризмом. В качестве туроператора она зарегистрирована в 1992 году, хотя еще с 1988 года работала как турагентство. Возглавлял «Ортодокс» Михаил Ковалёв, также выходец из «Интуриста», где отвечал за речной туризм. Поэтому не удивительно, что обновленная туроператорская компания обратила свой взор на круизный сегмент туристического бизнеса.
В том же 1992 году «Ортодокс» арендовал теплоход «Николай Бауман» в Московском речном пароходстве. Судно начало возить немецких туристов. А на следующий сезон в другом пароходстве – Волжском, по договоренности с тогдашним руководителем пассажирской службы Юрием Мидовым, были зафрахтованы уже два четырехпалубника, «Ленин» и «Юрий Андропов», до того без особого коммерческого успеха находившихся в Испании.
Основными туристами «Андропова» стали американцы, а вот «Ленина», который тоже планировался под обслуживание иностранцев, загрузить подобающим образом не получилось, поскольку судно поступило к фрахтователям довольно поздно. В полной мере это удалось сделать на следующий год. Сотрудничество с нижегородским судовладельцем продолжалось, и в аренде у ростовского туроператора постепенно становилось все больше круизных судов с Волги. Одновременно, по инициативе «Ортодокса», из Германии вернулись теплоходы «Литвинов» и «Новиков-Прибой», и вновь вышли на российские речные маршруты, также с зарубежными гостями на борту.
На своих лайнерах по Волге, Днепру и даже Черному морю
В 1998 году группа частных лиц выкупила акции судоходной компании «Донинтурфлот». Практически одновременно поменялись акционеры и в Волжском речном пароходстве. Его новые владельцы не собирались продолжать сложившуюся тогда практику сдачи пассажирских судов в аренду, а стали создавать собственное круизное подразделение. После чего «Донинтурфлот» взял курс на расширение собственного круизного флота.
Первое пассажирское судно, «Антон Чехов», было куплено в Красноярске у «Норильского никеля». За ним последовал «Академик Виктор Глушков» из «Укрречфлота», два теплохода продала Столичная судоходная компания, а «Леся Украинка» и «Алексей Ватченко» прибыли опять же с Украины. Из других последовавших приобретений стоит отметить теплоход «Тихий Дон», принадлежавший тогда известной американской компании Grand Circle Cruise Line, и новое, несколько необычное для наших рек судно «Принцесса Анабелла» проекта 463-П немецкого оператора Phoenix Reisen.
В дальнейшем у «Донинтурфлота» появились три собственных четырехпалубных судна и на Днепре, которые ходили из Киева в Стамбул и по другим речным и смешанным маршрутам. Однако в 2014 году на Украине по известным причинам произошел спад иностранного туризма, и российскому владельцу пришлось свой днепровский флот продать. Правда потом «Донинтурфлот» выкупил и перегнал в Ростов-на-Дону один из этих лайнеров – «Т.Г. Шевченко», после того, как он уже успел поработал гостиницей на Каспии и стоял на приколе в Астрахани. «Шевченко» и стал крайним на сегодня судном, приобретенным компанией. Всего же «Донинтурфлот» в настоящее время владеет 11-ю круизными теплоходами.
Иностранцы не скупятся на высокие оценки
В Советском Союзе отечественные туристы, которых было подавляющее большинство, на пассажирские лайнеры попадали в основном по профсоюзным путевкам. В Волго-Донском пароходстве, что интересно, довольно много речных пассажиров прибывало с Украины, и в первую очередь, из Донецкой и Луганской области. А вот жители Ростова-на-Дону, где находилось пароходство, в плавания отправлялись не особо охотно, вспоминают бывалые любители круизного отдыха. Больше, как это не удивительно, было пассажиров из близлежащих Краснодарского края и Волгограда.
В постсоветский период, как видим, «Донинтурфлот» стал работать с иностранным круизным рынком. За рубежом судоходная компания была известна под брендом своего оператора – «Ортодокс» (Orthodox), который, кстати, со временем стал ее единственным акционером. Основными клиентами компании долгое время выступали туристы из США, Канады и Великобритании, но в последние 10-12 лет их сменили представители Европы. Регулярно обслуживал «Ортодокс» и азиатских пассажиров, главным образом из Японии, но их число всегда было незначительно.
Практически всё прошедшее время флот компании ходил по круизной линии Москва – Санкт-Петербург, самой востребованной у иностранцев. Российский оператор, тем не менее, организовывал для них еще и походы на Соловецкие острова, но спрос на этот продукт продержался всего пару лет. Только в последние три-четыре года у зарубежных туристов появился интерес к маршрутам до Астрахани и Ростова-на-Дону. Дело в том, что многие клиенты компании не первый раз отправлялись в речные туры по России, и уже «созрели» до того, чтобы посмотреть что-то новенькое. Причем, в путь они предпочитают выйти, как правило, на «своем» теплоходе, который успели полюбить еще в прошлом путешествии. И что важно, «своими» интуристы называют все без исключения суда.
Такова оценка уровня комфортабельности флота и бортового сервиса «Донинтурфлота», данная взыскательными зарубежными поклонниками водных туров. Показательно также, что теплоход компании «Генерал Лавриненков» стал единственным, наверное, из речных пассажирских судов России, который попал в специализированный справочник Berlitz – самое авторитетное в мире издание по круизному бизнесу.
Россиянам предоставят три круизных лайнера
В прошлую навигацию «Донинтурфлот» оказался единственным речным оператором России, который из-за нежданно разразившейся пандемии остался полностью без работы. При этом компания продолжила и до сих пор продолжает содержать плавсостав и администрацию, не получая никакой помощи от государства. Пессимистичны, к сожалению, прогнозы по восстановлению иностранного круизного рынка и на предстоящий сезон: границы по-прежнему закрыты, а перспективы их открытия до сих пор непонятны. И главное – продажи российских круизов за рубежом, которые выкупались прежде как минимум за год, еще даже не начинались.
Чтобы диверсифицировать свой бизнес, выстроенный исключительно под зарубежную клиентуру, руководство «Донинтурфлота» еще в прошлом году приняло решение выйти на российский рынок речных путешествий. Россиян в предстоящем сезоне будут обслуживать три теплохода компании, которые пойдут по хорошо знакомой им водной трасс, соединяющей две российские столицы. В первую очередь это относится к лайнеру «Максим Литвинов». Впрочем, запланирован и ряд других маршрутов. Так, теплоход «Иван Бунин» станет на непродолжительные направления из Санкт-Петербурга до Валаама и Кижей, а «Антон Чехов» отправится также на Волгу и Каму.
Как отмечает нынешний владелец «Донинтурфлота» Михаил Ковалёв, основной упор в круизных турах будет сделан на бортовое обслуживание клиентов, и, конечно же, на их питание – вкусное и разнообразное. На судах туристов ждут анимация и дискотеки, познавательные лекции и различные мастер-классы, концерты и квесты. В местах стоянок предусмотрена широкая экскурсионная программа. Сейчас в рабочем порядке обсуждается ряд вопрос, в частности, работа с детьми на борту, проводится настройка интернета и телеканалов. На теплоходах уже начался сбор плавсостава и обслуживающего персонала. Подготовка к круизной навигации-2021 продолжается и идет по намеченному графику.
Игорь Горностаев