В следующем году нижегородская круизная компания «ГАМА» отмечает свой 30-летний юбилей. Она была образована 10 августа 1994 года, и за прошедшие десятилетия стала одним из ведущих российских операторов речных путешествий. А в следующем году «ГАМА» отправит в круизные походы свой новейший колёсный теплоход «Аурум». В прошлую навигацию выход на водный маршрут аналогичного судна «Золотое кольцо» стал, без преувеличения, событием для всей российской круизной отрасли. Об этих новейших лайнерах мы расспросили генерального директора группы компаний «ГАМА» Дмитрия Галкина, который выступает инициатором их создания.
Однако в начале несколько слов о проекте ПКС-180 «Золотое кольцо». Этот четырехпалубный дизель-электрический теплоход в качестве движителя использует гребные колеса, благодаря чему имеет небольшую осадку, позволяющую ему ходить по мелководным рекам Ока и Москва, а также проходить под мостами столицы. В прошедшую навигацию он выполнял круизы по обновленному 10-дневному маршруту, известному как «московская кругосветка»: Нижний Новгород – Кинешма – Кострома – Ярославль – Углич – Москва – Щурово (Коломна) – Рязань – Касимов – Муром – Павлово – Нижний Новгород. При этом впервые в круизной практике следовал с московского Северного речного вокзала на Южный речной вокзал через центр города, где становился у причала «Большой каменный мост».
Но вернемся к нашему интервью:
- Дмитрий Николаевич, что вы можете сказать об основных итогах первой навигации теплохода «Золотое кольцо»?
- Итоги вполне удовлетворяют нас во всех отношениях. Судно с 8 июня по 26 сентября прошло все 12 заявленных рейсов, и никаких вопросов по ходу выполнения графика движения у нас не возникло. Несмотря даже на то, что глубины на Оке с июня и до конца сентября были на ряде участков 1,6 м, что ниже гарантированных. Осадка теплохода при этом составляла порядка 1,5 м. С точки зрения загрузки судна, то на первый год, я считаю, она вполне удовлетворительна. В пике составила порядка 130 пассажиров, средний показатель – под сто человек. При этом в комфортном варианте «Золотое кольцо» может приять на борт порядка 150 человек, а в максимальном – 180.
- Как ваш принципиально новый теплоход-колёсник встретили речники и речное руководство?
- Очень хорошо, и в первую очередь канал имени Москвы, а также Росморречфлот, столичный департамент транспорта и московский центр организации дорожного движения. Даже не ожидал, что сможем причаливать на Москве-реке буквально напротив Кремля, у театра Эстрады. Сложности оказались другого рода, причем весьма неожиданные. Пришлось столкнуться с тем, что на Москве-реке и на Оке, начиная с середины июля, появляется значительно количество водорослей, ряски. Что затрудняет движение судна, поскольку забивает систему охлаждения двигателей, фильтры просто не справляются с очисткой поступающей забортной воды. Тем не менее, вопрос решили, поставили дополнительные фильтры.
- Как вы изначально выстраивали водный маршрут «Золотого кольца»?
- Ничего нового мы тут не придумывали, практически в те же пункты заходят и круизные суда, следующие по хорошо известной многим «московской кругосветке». Да, наше круизное судно стало ходить через центр Москвы, но даже его ночевку на Северном речном вокзале не назову нашим «нау-хау». Кстати, в предстоящем сезоне мы от нее отказались, поскольку туристы тоже не проявили в этом заинтересованности. Также не пользовались особым спросом в других местах захода и дальние экскурсионные поездки, скажем, во Владимир и Суздаль, Сергиев Посад или Ростов Великий. Хотя при желании, пассажиры за время круиза могли побывать во всех города Золотого кольца.
- Какие еще изменения, кроме отмены ночной стоянки в Москве, запланировала компания «ГАМА» в навигацию-2024?
- В связи с этой отменой несколько изменится график движения судна. В расписании появилась Дубна, но ушла Кинешма. Остальная программа осталась прежней. В Москве у Большого каменного моста «Золотое кольцо» будет по-прежнему стоять три часа. Правда, от Северного речного вокзала мы теперь будем отходить не в 7, а в 10 часов утра, и прибывать на место в 16.00.
- Давайте поговорим и об «Ауруме» - аналогичном или «сестринском» корабле, как говорят моряки, «Золотого кольца».
- Если навигация для «Золотого кольца» начнется с 30 апреля, то «Аурум» уйдет в рейс 12 июня, соответственно, первое судно завершит сезон 3 октября, а второе – 28 сентября. Новый теплоход пойдет по тому же маршруту, что и «Золотое кольцо», с интервалом где-то 4-5 дней. Никаких изменений или дополнений тут не предвидится, как показала нынешняя навигация, они пока и не требуются. Продажи туров на «Ауруме», кстати, стартовали 11 ноября.
- На «Золотом кольце», насколько я знаю, продажи круизов навигации-2024 были открыты в конце сентября, что несколько поздновато, не находите?
- Дело в том, что мы не сразу смогли согласовать новый график теплохода, позволяющий приходить на Северный склон не в 22 часа, как прежде, а в 7 утра. А без реального расписания движения судна продавать его круизы было бы, наверное, неправильно. Тем не менее, нынешняя динамика реализации речных туров в любом случае оказалась на высоте: где-то к середине ноября на «Золотом кольце» было продано более 18% мест. Причем, спросом пользуются все категории кают, ну, может быть, люксы – на борту всего шесть таких номеров, раскупаются немного лучше, чем остальные.
- Вернемся к прошедшей навигации: кто были основные пассажиры «Золотого кольца»?
- Многие из них – наши постоянные клиенты, главным образом из Нижнего Новгорода. На удивление, немало людей пришло, к примеру, с двухпалубного судна «Александр Свешников», на котором они путешествовали не один год, и где цены значительно ниже. Однако «Кольцо» выбирали не только нижегородцы, их было где-то 40-45%, примерно столько же оказалось и москвичей. Остальные путешественники представляли Ярославль, Кострому, Касимов и другие регионы, главным образом с Волги и Оки.
- Вы знаете, что именно понравилось туристам на новом речном лайнере, а что, может быть, и нет?
- Конечно же, этот вопрос тщательно прорабатывался: мы анкетировали пассажиров, была и обратная связь. На борту всегда находился кто-то из сотрудников центрального офиса. Так что, вполне очевидно над чем еще предстоит работать дальше. Туристов же, как выяснилось, в первую очередь привлекало само новое судно. Ну и само прохождение по достаточно редкому речному маршруту в комфортных условиях. Также отмечу, немаловажно, что сесть на теплоход туристы могут не только в Нижнем и в Москве, но и в других городах захода.
- Над чем продолжите работать по дальнейшей оптимизации «Золотого кольца», а теперь еще и «Аурума»?
- Прежде всего, работаем над уменьшением осадки судов, будем ее понижать за счет некоторых инженерных изменений. Этого требует нынешнее судоходство по Оке, к сожалению, не регулируемое на протяжении 700 км, от Кузьминского шлюза до Нижнего Новгорода. Второй момент – шумозащита, тут тоже объем работ понятен. Есть ряд и других технических вопросов. Ну и, безусловно, продолжим улучшать уровень комфортабельности пребывания на борту.
- По этой важной теме что можете отметить?
- На «Золотом кольце» компания «ГАМА» впервые на российских речных круизах ввела практику трехразового шведского стола. Продолжим применять ее и дальше, в том числе и на «Ауруме». Это, считаю, наше значимое конкурентное преимущество. Хотя в своих откликах иные туристы и высказывали пожелание питаться порционно, но таких было немного. Еще одно нововведение: собираемся использовать роботов для мытья окон. Потом, значительно расширяем бортовую развлекательную программу, причем как для взрослых, так для детей и подростков. Традиционно «ГАМА» предлагает и самые разнообразные экскурсионные программы на берегу. У нас в стоимость тура они не входят, что дает пассажирам определенную свободу выбора и экономит их затраты на поездку.
Подготовил Игорь Горностаев