Завод по производству судов на электрической тяге в Москве будет запущен в 2025 году. Об этом в декабре прошлого года сообщил мэр столицы Сергей Собянин. По его словам, в дальнейшем все суда, которые ходят по Москве-реке, будет заменены на электросуда. Мэр также отметил, что новые маршруты речного транспорта станут открываться ежегодно. «По-сути вся акватория Москвы-реки так или иначе будет охвачена маршрутными трамвайчиками», — поделился планами градоначальник.
Озвученные планы по производству пассажирских судов
Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов также в декабре в интервью изданию «КоммерсантЪ» рассказал о типах судов, которые будут строиться на новой столичной верфи. «Во-первых, речные трамваи типа «Синичка». Они там будут производиться в больших объемах, для того чтобы в городе появлялись новые маршруты речного транспорта,— рассказал он.— Второй класс продукции — это прогулочные суда для обслуживания туристов длиной около 40 м. Пространства там уже будет больше, чем в «Синичке», появится возможность проводить экскурсии и организовывать развлечения и мероприятия для пассажиров. Третий класс — большие речные суда длиной около 90 м, способные проходить круизами по городам московского Золотого кольца, например, в Калязин, Углич, Рыбинск, Кострома, Муром, Рязань и другие. В них будут каюты и рестораны».
В 2024 году, по словам Максим Ликсутов, на верфи завершатся строительные работы. «В начале нового года начнется активная фаза поставки оборудования, пусконаладки, и в 2025 году производство электросудов в Москве будет запущено,— сказал он.— Наш судостроительный завод позволит ежегодно производить более 50 и обслуживать более 100 электросудов в зависимости от типа».
Портал «Круиз-Инфо» сообщил ранее, что Сергей Собянин в июне 2023 года на совещании с президентом Владимиром Путиным заявил о планах строительства верфи для производства трех видов судов, включая суда на электрической тяге. Он уточнял, что новый завод расположится в Нагатинском Затоне и будет введен в эксплуатацию в конце 2024 года. На предприятии начнут строить и обслуживать электросуда для регулярного и прогулочного флота. В дальнейшем предполагается строительство и круизных лайнеров. Мощность верфи, по словам мэра, составит до 20 судов в год. В настоящее время электросуда для столицы выпускает верфь «Эмпериум», расположенная в Ленинградской области, и входящая в состав компании Sitronics Group.
Московские власти о возрождении судостроения в столице
Новая судостроительная верфь располагается в столичном районе Нагатинский Затон на Судостроительной улице, напротив Южного речного вокзала. Ее строительство началось в октябре 2023 года. Предприятие находится на месте бывшей промышленной зоны на Меловом мысе. Общая площадь кластера превысит 23 тыс. кв. метров. Что позволит организовать производство полного цикла, включая раскрой металла (до 40 тонн в расчете на одно судно), сварку секций (до 5 км сварных швов), окраску корпуса (до 500 кв. метров поверхностей), монтаж оборудования и достройку (свыше 8 тыс. комплектующих), испытания и сдачу судна со спуском на воду. Также здесь создается конструкторское бюро.
Больше 70% оборудования будет отечественного производства. Намечено использовать самые передовые технологии, в том числе сквозные технологические процессы, автоматизированные обрабатывающие комплексы, 3D-печать, цифровых двойников, сквозной контроль качества и другие. В состав производственного кластера также войдут площадка для обслуживания флота и пункты отстоя с необходимой зарядной инфраструктурой, которые в дальнейшем обеспечат техническое обслуживание и ремонт электросудов.
На верфи появится более 500 рабочих мест, а в целом в производстве комплектующих и оборудования будут задействованы около 50 тыс. человек, занятых на предприятиях в разных городах России. Например, сварочное оборудование может поставляться из Калининграда, гидравлические прессы — из Кирова, а стапельное оборудование — из Нижнего Новгорода. Заводы Санкт-Петербурга обеспечат поставку зарядного оборудования, систем управления, связи и навигации, программного обеспечения и пультов управления.
Новая судоверфь станет образцом экологичного производства, отмечают организаторы, удачно встроенного в городскую среду. Здание предприятия украсят креативные фасады, а территорию и набережную со стороны жилого района благоустроят и озеленят. Кроме этого, для обеспечения верфи электроэнергией установят солнечные батареи.
На новом предприятии, как уже сообщалось, организуют и производство круизных судов. Обновление круизного флота поможет развитию внутреннего туризма, включая повышение популярности водных туристических маршрутов «Московское золотое кольцо», пассажиропоток которых к 2035 году должен вырасти в 2-3 раза. Столичный градоначальник выражает надежду, что речные суда, произведенные в столице, будут востребованы и в других регионах страны.
Сергей Кузнецов