Arkt forum G 325

Круизные путешествия по Северному морскому пути (СМП) являются перспективными для развития туризма в Арктике. Тем не менее, из-за своей цены этот турпродукт остается нишевым, заявил заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков на сессии «Восхитительный Север: перспективы туризма за Полярным кругом» на VIМеждународном арктическом форуме (МАФ) «Арктика – территория диалога», который проходит в Мурманске 26-27 марта.

Как отметил замминистра Минэка, Минпромторг РФ реализует меры поддержки для строительства круизных судов, производства судового оборудования, существуют программы лизинга и грантов для приобретения новых пассажирских судов. Он подчеркнул, что число круизных теплоходов, которые ходят в Арктике, «можно пересчитать по пальцам». «Параллельно с этим понимаем, что эта история должна быть экономически эффективной, а значит, она все равно так или иначе, останется нишевой. Здесь дополнительных субсидий мы, на мой взгляд, объективно в ближайшее время не найдем», - подчеркнул Дмитрий Вахруков.

Развитие круизного туризма в Арктике и на Дальнем Востоке возможно при выполнении ряда важных условий, считает генеральный директор круизной компании «Водоходъ» Ришат Багаутдинов. Например, необходимо снять ограничения на посещение определенных территорий. «Надо думать о собственном круизном флоте с высоким ледовым классом. Первый вариант - начинать строить такие суда, но это будет дорого и долго. Поэтому, если мы хотим, чтобы арктические круизы и круизы по Дальнему Востоку начинались здесь и сейчас, то речь о приобретении такого флота на вторичном рынке. Понятно, что это будут приобретение у иностранных владельцев, возраст судов порядка 20-30 лет», - сказал глава «Водохода» на сессии МАФ.

Он предложил предоставлять льготное кредитование на срок не менее 10 лет для покупки бывших в эксплуатации судов, а также разрешить регистрацию в Российском морском регистре судоходства судов старше 15 лет. Также Ришат Багаутдинов обратил внимание на заградительные меры, которые ограничивают возможности посещения пограничных зон. Его предложение заключается в установлении для Арктики и Дальнего Востока «упрошенного порядка допуска российских и иностранных туристов в составе организованных групп в пограничные зоны и зоны с регламентированным посещением для иностранных граждан».

Ранее сообщалось, что Русский Север и Арктику в 2024 году посетили 3 млн туристов, включая круизных. Однако исполнительный директор блока по работе с активами ВЭБ.РФ Ксения Титова в своем выступлении на форуме заявила, что по оценке их компании на арктических территориях нашей страны туристический поток уже сегодня составляет 4-5 млн с перспективой до 7,5 млн к 2030 году. Это, прежде всего, Красноярский край, Карелия и Мурманская область, где в прошлом году турпоток вырос на 20%, а также Ханты-Мансийский автономный округ, где значительный вклад вносят деловые поездки.

При такой оценке, отметила Ксения Титова, на арктические регионы на тот же 2030 год придется около 5% от прогнозного российского числа туристов. Что действительно достаточно значимый показатель, учитывая, что Арктика не имеют такой развитой транспортной сети, как европейская часть России, и ее южные регионы.

Международный арктический форум впервые проходит в Мурманске. В его программу вошли 20 тематических сессий, разделенных на четыре блока: «Арктика и Севморпуть (СМП): как победить в конкурентной борьбе мировых маршрутов», «Арктика и СМП: полюс привлечения инвестиций», «Арктика и СМП: развитие опорных населенных пунктов», а также «Международное сотрудничество и экология». 

 

Иван Коблов