Начнем наш ежемесячный обзор с зарубежных происшествий. На Рейне около немецкого города Везеля 11 сентября произошло столкновение круизного теплохода Viking Kvasir с другим судном, сообщил отраслевой портал Cruise Law News. Инцидент произошел во время речного круиза, следовавшего из Антверпена в Амстердам, примерно в миле от причала, принадлежащего компании Viking Cruises. Во время столкновения незначительные травмы получили два пассажира и несколько членов экипажа. Корпус теплохода был поврежден выше ватерлинии, поэтому поступления забортной воды не произошло. Кстати, в начале июля отмечено столкновение с участием другого речного лайнера круизного оператора Viking - Viking Hermod. Всего за последние шесть лет случилось, по меньшей мере, шесть столкновений круизных теплоходов Viking, отмечает портал.
Япония 8 сентября направила патрульный катер береговой охраны к порту Сахалина, чтобы забрать тела троих граждан своей страны, погибших в результате крушения в середине апреля японского круизного судна Kazu 1. Тела были переданы японской стороне на следующий день, а 10 сентября судно вернулось на Хоккайдо. Ранее сообщалось, что Япония и Россия достигли договоренности о передаче тел трех японских граждан, ставших жертвами крушения. Напомним, 23 апреля круизный теплоход Kazu 1, находясь у берегов северной японской префектуры Хоккайдо, подал сигнал бедствия, после чего связь с ним прервалась. На борту судна находились 24 пассажира, включая двух детей, а также капитан и его помощник. В результате крушения 14 человек погибли, остальные числятся пропавшими без вести. Япония обратилась к России за помощью в поиске пропавших пассажиров судна. Впоследствии два тела были обнаружены на Кунашире и еще одно - на юге Сахалина.
Теперь о наиболее трагических сентябрьских происшествиях на воде. В Ростовской области на реке Кагальник 15 сентября моторная лодка типа «Байда» столкнулась с металлической весельной лодкой «Казанка». На борту последней находились пять человек, один из которых несовершеннолетний 2005 года рождения. В результате столкновения «Казанка» перевернулась, и подросток, выпав за борт, утонул. Задержан судоводитель моторной лодки «Байда». Обстоятельства, причины и условия, приведшие к трагедии, устанавливаются следствием.
В акватории Волги в Волгоградском водохранилище в 700 метрах от берега возле села Чардым 17 сентября произошло столкновение неустановленного судна с моторной лодкой ПВХ марки Badger SL370, в результате чего ее судоводитель и пассажир погибли. Возбуждено уголовное дело по признакам преступления о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц. Ведутся поиски виновника трагедии.
В акватории Онежского озера в Горской губе Кондопожского района 24 сентября двухметровые волны перевернули небольшой катер. На его борту находились шестеро туристов из Санкт-Петербурга и житель Карелии, управлявший лодкой. Трем из них, включая судоводителя, удалось спастись, один человек погиб, как сообщалось вначале, а трое пропали без вести. К последующим поисковым работам были привлечены силы и средства МЧС, а также добровольцы. Через несколько часов нашли еще три тела, в том числе пятилетнего ребенка. Сообщается, что на борту все находились без спасательных жилетов.
В районе реки Ола в Магаданской области 25 сентября потерпела бедствие группа из 12 туристов. Во время сплава две лодки, на которых находились отдыхающие, перевернулись, причем случилось это практически одновременно. Как сообщили в пожарно-спасательном центре региона, 11 человек сумели доплыть до двух островов, расположенных неподалеку от места ЧП, а один пропал. На место происшествия незамедлительно выехали спасатели и переправили людей на берег, медицинская помощь им не потребовалась. На следующий день течение вынесло тело 12-го туриста.
На Камчатке вечером 27 сентября маломерное судно вышло из бухты Саранная в акваторию Тихого океана, следуя в бухту Спасения, однако в пункт назначения в срок не прибыло. На борту находились двое мужчин в возрасте 45 и 49 лет. На следующий день их лодка была обнаружена в районе мыса Опасный в воде в 600 метрах от берега, на борту никого не было. В результате поисковых мероприятий тела погибших были найдены 29 сентября. Следователями устанавливаются обстоятельства и причины происшествия.
В вечернее время в городе Алексине Тульской области маломерное судно 28 сентября заякорилось на судовом ходу в акватории Оки в районе улицы Рыбной. Им управлял местный житель 1974 года, на борту также находился пассажир. Буксировочный тягач, следовавший в это время по реке, совершил наезд на стоящий катер, в результате чего он получил значительные повреждения и частично затонуло. На следующий день спасатели подняли судно из воды. Поиски людей, как сообщалось, продолжались и 30 сентября, их судьба оставалась неизвестной. Было возбужденного уголовное дело, его расследование продолжается.
Другие случаи. По предварительной информации, вечером 24 сентября в Самаре маломерное судно марки Buster Magnum совершило навал на судно «Омега», пришвартованное на лодочной станции в акватории реки Сухая Самарка, вследствие чего оба плавсредства получили повреждения. В результате речного происшествия пострадал судоводитель, у него обнаружены множественные ушибы. Других пострадавших нет.
Далее, Ярославская транспортная прокуратура в ходе мониторинга сети Интернет выявила нарушения при эксплуатации пассажирского теплохода «Борис Кустодиев», работающего в приволжском городе Тутаев. Установлено, что члены экипажа судна не вписаны в судовую роль, капитаном назначен сотрудник, не имеющий соответствующего диплома, инструктаж по охране труда не проводится, система управления охраной труда отсутствует. По результатам рассмотрения, выявленные нарушения к концу прошлого месяца были устранены, ответственное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Назначен административный штраф на сумму 18 тыс. рублей.
В Иркутской области к середине сентября прокуратура выявила трех судоводителей, которые в акватории озера Байкал в районе поселка Листвянка осуществляли перевозки пассажиров водным транспортом при отсутствии лицензии на этот вид деятельности. Возбуждено дело об административном правонарушении, соответствующие постановления направлены в суд. А в конце сентября пресс-служба Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры сообщила, что в Бурятии судоводитель одного из индивидуальных предпринимателей осуществлял перевозку пассажиров на судне «Фактория» от причала города Северобайкальск до причала Хакусы – тоже по озеру Байкал и тоже в отсутствие лицензии. В отношении капитана катера было возбуждено дело об административном правонарушении и назначен штраф.
В Санкт-Петербурге 21 сентября осужден капитан прогулочного теплохода «Москва 74», совершивший навал на опоры Дворцового моста. Как установило следствие, в ночь с 14 на 15 июня он, находясь в состоянии алкогольного опьянения, оказывал услугу по перевозке 39 пассажиров в акватории Невы. Нарушителю назначено наказание в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей.
А 22 сентября в Якутии суд вынес приговор судоводителю, по вине которого погиб пассажир. Ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок три года условно с испытательным сроком на два года. По данным следствия и суда, 27 мая, управляя маломерным судном «Крым» и двигаясь по затопленной части сенокосного угодья реки Амга, осужденный наехал на столб. После чего судно опрокинулось на бок и фигурант дела вместе с тремя пассажирами оказались в воде. Через непродолжительное время один из пассажиров, выйдя на берег, скончался от переохлаждения.
Подготовил Андрей Алексеев