На Северном речном вокзале Москвы 30 апреля официально открылась круизная навигация 2019 года. Полный аll Inclusive («все включено») на теплоходах, ночные экскурсии, круиз по Волхову, семейные программы – вот далеко не полный перечень новинок, которые предложат участники профессионального объединения «Речной Альянс», контролирующие 80% рынка российских речных круизов. Далее, 5 мая из Москвы стартовал первый круиз с иностранными туристами на борту. Через неделю теплоход «Волга Дрим» доставил их в Волгоград. По мнению экспертов, в текущую навигацию вновь ожидается рост числа зарубежных путешественников.
Турпоток по рекам России продолжит увеличиваться
В нынешнем году круизные операторы настроены вполне оптимистично: по их прогнозам, рост количества туристов составит 10-15% по отношению к прошлому году. Напомним, тогда итоговый рост речного круизного турпотока с отправлением из Москвы показал динамику в 6-7%. Его дальнейшему росту помешали такие факторы, как Чемпионат мира по футболу и резкий подъём стоимости топлива, что привело к значительному удорожанию путевок.
В 2019 году, по оценкам круизных компаний, все пройдет гораздо спокойнее. По речным круизным маршрутам из российской столицы отправятся 102 теплохода, многие из которых, по словам руководителей операторов, были загружены к началу мая уже как минимум на 50-80%.
Так, флот круизной компании «Мостурфлот» включает 13 теплоходов, из них 5 вновь работают на внутреннем рынке. Оператор планирует обслужить за навигацию не менее 40 тыс. российских и иностранных клиенов. Круизный оператор «ВодоходЪ» отправляет на водные просторы страны 25 теплоходов, 15 из которых перевозят российских туристов. Они, согласно планам, обслужат порядка 80-90 тыс. человек. Компания «Созвездие» - приоритетный партнер круизного центра «Инфофлот», предложит пассажирам круизы на 7 теплоходах, которые уже загружены в среднем на 65%. Продажи речных путешествий на 2019 год, напоминают в компаниях «Речного Альянса», начались ещё в июле прошлого года.
Новинки и тенденции речной навигации-2019
В текущем году туристов на борту теплоходов ждут как новые маршруты, так и приятные обновления инфраструктуры. О главной новинке сезона – круизе по Волхову с заходом в четыре исторические столицы российского государства – Москву, Санкт-Петербург, Старую Ладогу и Великий Новгород на теплоходе «Сергей Есенин», сообщила заместитель генерального директора по туризму круизного оператора «Мостурфлот» Светлана Гончарова.
Также по ее словам, компания отметила значительный рост в сфере семейного туризма, поэтому многие программы и мастер-классы на теплоходах ориентированы на туристов с детьми. Причем немало занятий на борту, которые по-настоящему уникальны, как, например, курс русской каллиграфии.
Также в нынешнем сезоне «Мостурфлот» предложит новый формат услуг на теплоходе – полный all inclusive. В отличие от действующего предложения, сюда будет входить абсолютно вся еда и напитки на теплоходе, в том числе и в палубных барах. Таким образом, это станет третьим форматом обслуживания после конструктора круизов и другого, более ограниченного предложения «всё включено».
Интересную тенденцию отметил и коммерческий директор компании «ВодоходЪ» Александр Кокшин. В этом году часть туристов оператора сосредоточилась на Поволжском направлении, переключившись с Московского региона. И здесь также есть интересные новинки. Например, путешествие в Казань с возможностью ночной экскурсии для туристов теплоходов «Александр Пушкин».
Круизные туроператоры достаточно регулярно обновляют и свой флот. «В этом году модернизацию прошли два теплохода – «Лунная соната» и «Василий Чапаев», – сообщил генеральный директор компании «Инфофлот» Андрей Михайловский. На них появилось большее количество кают с балконами.
Слагаемые успеха и риски круизного сезона
По мнению всех ведущих круизных компаний, серьезно нарушить намеченный ход навигации может только неожиданный рост цен на топливо и неизбежно следующее за этим подорожание путёвок. В прошлом году итоговый рост цен на круизы для речных путешественников составил около 25%, что негативно сказалось на спросе со стороны новых туристов. В нынешнем году ситуацию несколько исправили постоянные клиенты компаний, которые в период раннего бронирования обеспечили как минимум половину общего объёма продаж.
Единственным способом сохранения стабильного роста речного круизного турпотока, по мнению участников «Речного Альянса», может быть только стабильное качество услуг – высочайший уровень сервиса, интересные программы на борту и хорошая инфраструктура. Всё это уже есть. Даже опасения туристов относительно возраста теплоходов, по их мнению, давно развеяны, поскольку регулярные осмотры в сухом доке, замена железа и модернизация обновляют корпуса теплоходов почти на 80%. То же касается и формата кают, дизайна и, разумеется, средств современной коммуникации. Важно только правильно и грамотно донести информацию об этом до туристов.
Зарубежные путешественники на водных просторах страны
Иностранный турпоток в речных круизах по России стабильно растёт, где-то на 10% в год. Правда, в прошлом году он составил лишь 6%. По оценке специалистов, этот небольшой спад темпов прироста стал следствием проведения Чемпионата мира по футболу. Но даже в 2018 году в российские круизы отправилось более 86 тыс. интуристов, или почти треть от всех пассажиров речных круизных лайнеров, а это 290 тыс. человек.
На навигацию-2019 активность бронирования речных путешествий со стороны иностранцев наблюдалась буквально с момента открытия продаж. По словам экспертов рынка, они шли с опережающим графиком, что позволило говорить о потенциальном росте иностранного турпотока на 10-15% в текущем году.
Так, у круизного оператора «ВодоходЪ» в навигацию-2019 уже подтвердилось 30 тыс. иностранных пассажиров, у круизного центра «Инфофлот» иностранцам реализовано 1,5 тыс. путёвок. Значительный прирост инобронирования подтверждают и в «Мостурфлоте». Всего же, по данным перевозчиков, зарубежные контракты в этом году реализованы практически на 100%, и уже идут бронирования на навигацию 2020 года.
На внутренних водных путях Московского бассейна с зарубежными путешественниками работают сейчас шесть круизных компаний. Кроме трех членов «Речного Альянса», это ОАО «Донинтурфлот» («Ортодокс»), ООО «Пассажирский флот» (Viking River Cruises, Россия), а также компания «Волга Дрим».
Не исключено, что в этом году может быть установлен рекорд по количеству иностранных туристов на борту российских теплоходов и, исходя из прогнозируемого роста в 10-15%, их число превысит цифру в 100 тыс. человек. По прогнозам, иностранцы составят, как и год назад, примерно треть от всех пассажиров, отправляющихся в круизы по рекам Центральной России.
Туристы каких стран едут в российские речные круизы
В приобретении круизов последние годы наиболее активны европейцы. По данным ФГБУ «Канал имени Москвы», 95% всех иностранных пассажиров на российских речных маршрутах составляют граждане Германии, Франции, Италии и Испании.
Представители стран Азии и Америки оказываются на борту российских теплоходов в меньшем количестве. Хотя некоторые страны демонстрируют довольно хорошую динамику. Так, ежегодный рост числа туристов из КНР составляет 20-25%. В навигацию-2018 на борту одного из теплоходов компании «ВодоходЪ» впервые принимали группу с Мальты, побывали на лайнерах компании и представители Бразилии. У «Мостурфлота» навигацию-2018 завершило судно с туристами из Канады. Кроме того, впервые в круиз из Москвы в Санкт-Петербург год назад отправились гости из Вьетнама.
Самым популярным маршрутом для иностранных туристов стабильно остаётся линия Москва – Санкт-Петербург. Гораздо меньше им интересны водные путешествия по волжским направлениям. В среднем, иностранцы проводят в речных путешествиях 7-12 дней.
Что далеко не является пределом. Доля иностранцев, ежегодно отправляющихся в российские речные круизы, по словам главы ФГБУ «Канал имени Москвы», не достигает и 1% от всех путешественников, прибывающих в Москву, а это 18 млн. человек в год. Как считает Герман Елянюшкин, возможности для дальнейшего роста тут есть: совершать походы по водным путям Московского бассейна в навигацию могут не менее 1 млн. российских и иностранных туристов.
По мнению ряда экспертов, задача нарастить круизный турпоток на реках России втрое от текущих значений – задача вполне реальная. Только при этом необходимо сочетание нескольких условий: качественное обновление и расширение речного флота, создание новой дополнительной инфраструктуры, включая причальную, а также внедрение льготных условий работы для речных круизных операторов.
По материалам СМИ