Volga Wolga 1019Теплоход «Владимир Маяковский» пермской круизной компании «ВолгаWolga» 6 октября завершил навигацию. Два других судна оператора закончили выполнение своих речных туров немного раньше – в конце сентября. Как сообщил совладелец «ВолгаWolga» Вадим Яхнин, прошедший сезон оказался вполне удачным, несмотря на возросшие тарифы и далеко не самое лучшее лето.

Что еще важно, отметил он, выполнены все заявленные рейсы – никаких отмен и переносов у компании нет уже второй год подряд. Кроме четырехпалубного «Маяковского» проекта 301, во флоте компании также числятся трехпалубные суда «Михаил Кутузов» и «Павел Бажов» проекта 588. Как и в прошлом году, их загрузка в летние месяцы составляла 96-98% и 80-90% по краям сезона. Если и дальше проводить сравнения с навигацией-2018, то тогда из-за внезапно выросших цен на судовое топливо «ВолгаWolga» затратила на его приобретение на 20 млн рублей больше расчетной сметы, и в результате сработала практически в ноль. В нынешнем же сезоне компания вновь вышла на прибыль. Причем, этому не смогло помешать даже увеличение круизных расценок в среднем на 15%.

Почти полную загрузку своих судов речной оператор обеспечивает во многом за счет значительного расширения потребительской базы, привлекая в число своих круизных агентов и пассажиров жителей ряда городов Поволжья, куда заходят его теплоходы. Хотя, основными путешественниками на их борту, конечно же, являются туристы из Перми и Пермского края, а также с близлежащего Урала и из Удмуртии. На их долю приходится 50-60% клиентов. Кроме них, еще 15-20% пассажиров компании – представители Казани и Татарстана. Кстати, «ВолгаWolga», наверное, единственная круизная компания, которая бывает во всех семи пассажирских портах этого региона на Волге и Каме.

Далее следует Ульяновск, где примерно 80% всех круизных судозаходов приходится на три теплохода компании, а также Нижний Новгород, Ярославль и отчасти Саратов. Причем, в Нижнем и Ярославле значительную часть пассажиров формируют прибывающие сюда москвичи. В первом случае они садятся, прежде всего, на круизные суда, следующие на Каму, до Перми и Березова, а во втором на те, которые идут в Петербург и до Кижей.

В прошедшем сезоне «ВолгаWolga» достигла и хорошей глубины продаж. У компании при этом вновь было мало коротких, 2-3-дневных рейсов. Средняя продолжительность ее круизов составляла неделю, и вплоть до 18-дневных походов от Перми до Санкт-Петербурга и обратно. (В Москве же теплоход оператора «Павел Бажов» появился лишь раз за сезон.) Поэтому даже прохладная и дождливая погода прошедшего лета и начала осени особо не повлияла на заполняемость флота, поскольку отказов от бронирований, сделанных заранее, оказалось, как всегда, совсем немного.

Круизная навигация-2019 компании «ВолгаWolga» по продолжительности вполне совпала с прошлогодней. Открывал ее 8 мая теплоход «Михаил Кутузов». Однако в следующем году навигационные сроки намечено немного расширить. С 1 мая 2020 года, в соответствии с графиком движения, «Павел Бажов» пойдет в Казань, «Маяковский» 8 мая возьмет курс на Астрахань, а «Кутузов» 15 мая отправится также до Казани с заходом в Болгар и Свияжск. Окончание работ круизных судов запланировано примерно на те же сроки, что и в нынешнем сезоне.

Достаточно спокойной прошедшая навигация сложилась и для всего круизного рынка Перми. Его активными участниками уже давно выступают еще три компании, обслуживающие трехпалубные суда проекта 588. В их числе: «Кама-Трэвел», (теплоходы «Козьма Минин» и «Н.В. Гоголь»), «Ин Тур Бюро» («Урал») и «Кубань» («Александр Фадеев»). Отношения между участниками этого регионального рынка, работающими главным образом в своих клиентских нишах, во многом партнерские.

Правда, буквально перед началом навигации в Перми внезапно появилась новая турфирма, заявившая о своих притязаниях на роль круизного оператора и грозившая серьезно поколебать, а то и вовсе взорвать сложившийся круизный паритет в Пермском крае. Подробности наш сайт сообщил еще в самом начале апреля. Дело в том, что «Победа», так она называлась, предложила круизы на совершенно неподготовленном к навигации судне. Тем не менее, ничего страшного не произошло: в конце мая, к началу объявленных круизных туров, их оператор закрылся – также внезапно, как и открылся. И главное, произошло этот тихо и мирно, без каких-то потрясений и дальнейших неприятных последствий.

Как отмечают в пермском круизном сообществе, с самого начала высказывавшего опасения относительно сомнительного предложения новичка, его несостоятельность была во многом обусловлена позицией, которую заняли ведущие круизные агенты региона. Они справедливо не поверили, что за пару-тройку месяцев из стоящего несколько лет на приколе теплохода можно сделать полноценный круизный лайнер, и попросту проигнорировали «Победу». Кроме того, подготовленным оказались и местные любители речных круизов, которые в большинстве своем тоже не пришли в офис продаж новоявленного оператора.

 

Игорь Горностаев