Последние годы старт так называемой Большой, или же круизной навигации - по рекам, озерам и каналам страны давался на историческом Северном речном вокзале столицы (СРВ). Организаторами этих всероссийского масштаба мероприятий, проходивших достаточно торжественно и зрелищно, выступало профессиональное объединение ведущих участников российского круизного рынка «Речной Альянс». Проводилось оно в предпраздничный день 30 апреля, когда в первые круизы сезона отправлялись многие теплоходы разных операторов. В прошлом году открытия круизной навигации, как и самой навигации, в конце апреля, понятно почему, не было. Не состоялось традиционное торжество и в нынешнем году, но по другой причине.
Если вновь обратиться к недавней истории, то обычно еще за неделю – дней десять до начала круизной навигации на Москве-реке в парке Горького проходило открытие навигации пассажирской или прогулочной. Она проводилась под эгидой правительства Москвы. Далее, на Северном склоне, как называют профессионалы речной вокзал, проходил «большой круизный старт», и в его кураторах числились уже Минтранс РФ и Росморречфлот. Но в 2021 году открытие именно пассажирской навигации прошло на СРВ, и провели его в этот раз московские власти во главе с заместителем мэра, главой департамента транспорта Максимом Ликсутовым.
Напомним, Северный речной вокзал после капитального обновления открылся в сентябре прошлого года, в чем, безусловно, большая заслуга московского руководства. В связи с чем, поговаривали, что продублировать открытие навигации на СРВ, пусть и несколько иной направленности, участникам круизного сообщества не позволили именно городские власти. И даже пригрозили серьезными карами за проведение несанкционированного массового мероприятия. Впрочем, до этого вряд ли дошло бы, поскольку организаторы прежних лет – компании «ВодоходЪ», «Инфофлот» («Созвездие») и «Мостурфлот», в лице их представителей, сообщили нам, что на сей раз и сами не проявили особой инициативы.
А потому знаменательный для речников день начала водных путешествий прошел в главном пассажирском порту страны вполне буднично. Свой диссонанс в происходящее внесла также достаточно прохладная, и к тому же дождливая погода. Но в любом случае, открытие круизной навигации состоялось, поскольку, не смотря ни на что, туристы отправились в многочисленные и столь любимые ими речные поездки – и это главное.
В этот день 30 апреля, как и в прежние времена, на Северном речном вокзале намечалось значительное число круизных отправлений. И первым в 10 утра отчалил теплоход «Президент» компании «Цезарь-Трэвел», выйдя в 4-дневный тур до Мышкина и обратно.
Как сказал руководитель компании-судовладельца Сергей Абрамов, никаких особых торжеств на борту запланировано не было. Зато на обратном пути, по его словам, пассажирам первого рейса приготовлены интересные сюрпризы на подмосковной зеленой стоянке «Хвойный бор». В тот же последний день апреля, но только вечером, в круиз ушло и другое пассажирское судно «Цезарь-Трэвела» «Илья Муромец», оно вновь весь сезон обслуживает линию Москва – Казань.
Вообще-то, самым первым судном, которое в этом году вышло в многодневный водный поход с Северного речного вокзала, стала «Русь Великая» компании «Круизный флот «Русич». И произошло это еще двумя днями раньше. Но вторым, абсолютно точно, стал «Президент». После его ухода, примерно через час, на вокзале – и в самом здании, и на набережной, стало заметно оживленней, поскольку стали подтягиваться многочисленные круизные туристы. Они направлялись к своим теплоходам, стоящим вдоль красиво оформленного пирса.
Следующими по времени должны были выйти в путь четырехпалубные лайнеры «Константин Симонов» компании «ВодоходЪ» и «Михаил Булгаков» компании «Мостурфлот». Сотрудники последней основательно подготовились к встрече гостей своего первого круиза. Как нам сообщил директор круиза судна Владислав Хасиков (на фото – первый слева), его заполняемость составила вожделенные для любого туроператора 100%.
За бортом остались немногочисленные, но самые верные провожающие.
И вот наступает контрольное время - 12 ч. 30 мин., теплоход «Михаил Булгаков» медленно (а со стороны создается впечатление, что даже слишком медленно) отходит от причальной стенки.
И очень скоро довольно быстро набирает ход, буквально пролетая мимо стоящего недалеко новейшего лайнера «Мустай Карим».
Вслед за «Булгаковым» на водные просторы устремляется и застоявшийся в межсезонье «Константин Симонов».
Далее Москва проводила на речные маршруты и другие круизные теплоходы: «Санкт-Петербург» («ВодоходЪ»), «Лунная соната» («Созвездие»), «Княжна Виктория» («Мостурфлот»), «Родная Русь» («Круизный флот «Русич»), «Григорий Пирогов» («Речфлот»). Но пока еще, на фото, они стоят у причалов и терпеливо ждут своего часа на выход, намеченный ранее их владельцами.
…А уже на другой день, 1 мая, на Северном речном вокзале и в его окрестностях вовсю сияло солнце, и стояла замечательная для начала мая, по-настоящему праздничная погода…
Игорь Горностаев