Febr pro m2 223Последний месяц зимы прошел достаточно спокойно – на реках, а тем более на морях не было отмечено серьезных нарушений правил безопасности, соответственно не было и громких водных происшествий, связанных с перевозкой пассажиров.

В начале месяца на территории Краснодарского края, и прежде всего на черноморском побережье, действовали экстренные предупреждения по штормовому усилению ветра и волнению моря. Из-за непогоды произошли отрывы двух пришвартованных судов - в открытом морском порту Новороссийска и даже в спокойной Геленджикской бухте. Неоднократно приостанавливалась и работа Керченской паромной переправы. В настоящее время на ней задействованы четыре автомобильных парома и по одному автомобильно-железнодорожному и железнодорожному парому.

Отстой более 20 судов, включая пассажирские, в акватории Кожуховского затона Москвы-реки, недалеко от Южного речного вокзала, был организован в нарушение требований законодательства. Теплоходы находились у берегоукрепления Южнопортовое, которое не относится к причальным сооружениям и не предназначено для швартовки, стоянки и отстоя судов. Кроме того, отсутствовали договоры водопользования. В связи с этим в отношении судовладельцев возбудила 14 административных дел. По результатам их рассмотрения 7 февраля, виновные лица привлечены к ответственности в виде штрафов на общую сумму 150 тыс. рублей. А суда покинули Кожуховский затон.

На озере Байкал спасатели с 8 февраля были переведены на усиленный режим работы в связи с осложнением ледовой обстановки. Помимо больших становых трещин, образовавшихся во льду в районе популярных туристических мест, оказалось много скрытых под снегом промоин, куда можно было провалиться, сообщила пресс-служба ГУ МЧС по Иркутской области. Опасность представляла в первую очередь территория между поселками Листвянка и Большие Коты, а также пролив Малое Море, где трещина разошлась в двух направлениях и продолжала расширяться. Спасатели сообщили, что выход на лед Байкала смертельно опасен, а выезд на него на автомобильном транспорте запрещен, передвигаться на машинах можно только по официальной ледовой переправе между материком и островом Ольхон, которая традиционно открылась со второй половине февраля. А непосредственно по байкальскому льду разрешено перемещаться только судам на воздушной подушке.

Но в любом случае, на Байкале и в этот раз вновь зафиксировано значительное число происшествий. Так, днем 14 февраля на ледовой поверхности озера в районе поселка Листвянка произошло столкновением судна на воздушной подушке «Хивус-6» с квадроциклом. По предварительной информации, причиной происшествия стало нарушение водителем квадроцикла правил дорожного движения. Водитель и пассажир этого транспортного средства были доставлены в больницу, по информации, пассажиру квадроцикла причинены телесные повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью.

Как отмечают эксперты, это не первый случай с судами на воздушной подушке в прошедшем месяце. В Удмуртии ранее, днем 4 февраля, на участке реки Камы «Хивус» совершил наезд на ледобур, который отлетел в сторону и травмировал рыбака 58 лет. А в Волгоградской области тоже 4 февраля катер на воздушной подушке «Ижора 600» под управлением мужчины 1961 года рождения, смертельно травмирован гражданин 1954 года рождения, занимавшегося рыбалкой на льду в акватории реки.

Febr pro 3 223Но вернемся на Байкал. В Бурятии с 25 февраля проводится доследственная проверка по факту столкновения судна на воздушной подушке «Марина», осуществлявшее байкальский рейс по маршруту Хакусы - Северобайкальск, с автомобилем-внедорожником марки «Киа». Происшествие имело место в 300 метрах от причала города Северобайкальска. В нем пострадали пять человек: четыре пассажира судна и один пассажир автомобиля, но от госпитализации все отказались, угрозы для их жизни и здоровья нет.

Местные информагентства вспоминают, что примерно год назад на Байкале тоже не поделили лёд судно на воздушной подушке «Хивус» и «Лэнд Крузер». Столкновение двух транспортных средств произошло в проливе Малое море. При этом «Хивус» и внедорожник загорелись, и были полностью уничтожены. Тогда пострадали 8 человек, но, к счастью, обошлось без жертв.

Далее, в ночь на 14 февраля паром «Сахалин 9», имеющий ледовый класс ARC5 и следовавший из порта Ванино Хабаровского края в сахалинский порт Холмск, оказался в ледовом плену. И только с помощью ледокола «Капитан Хлебников» во второй половине дня 15 февраля судно было благополучно выведено в безопасную зону. Отметим, морская линия Ванино — Холмск обслуживается тремя дизель-электроходами типа «Сахалин», которые ежедневно обеспечивают грузовые и пассажирские перевозки между материком и островом. Сейчас на линии остаются паромы «Сахалин-8» и «Сахалин-9», а «Сахалин-10» с конца января и ориентировочно до начала апреля выведен на плановый ремонт.

Вновь в прошедшем месяце принят ряд судебных и процессуальных решений по прежним делам. Вот некоторые из них. В начале февраля стало известно, что в Красноярском крае перед судом предстанет судоводитель, который 19 октября прошлого года в ночное время, управляя маломерным моторным судном «Прогресс 4», двигался вместе с пассажиром вне судового хода. В протоке татарского осередка реки Енисей в результате нарушения правил безопасности движения было совершено столкновение с маломерным судном «Салют Навигатор 525», двигавшимся в противоположную сторону. Пассажир судна «Прогресс 4» получил телесные повреждения, от которых погиб на месте. Уголовное дело с утвержденным прокурором обвинительным заключением направлено в суд.

В Красноярском крае юридическое лицо 9 февраля привлечено к административной ответственности. Установлено, что в октябре 2022 года ООО «Игарская стивидорная компания» осуществляла коммерческую перевозку пассажиров на амфибийном пассажирском катере «Хивус 10», который лицензионным органом к таким перевозкам не был допущен. Кроме того, компания проводила медосмотры судоводителей без соответствующей лицензии на медицинскую деятельность. В связи с чем, директору компании внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого коммерческая эксплуатация судна прекращена, семь виновных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. Само юридическое лицо привлечено судом к административной ответственности в виде штрафа на сумму 270 тыс. рублей.

Febr pro 4 223В Татарстане 10 февраля вынесен приговор капитану судна за небезопасные перевозки пассажиров. Следствием и судом установлено, что осужденный 29 мая прошлого года, находясь в состоянии алкогольного опьянения, управлял скоростным судном «Восход-51» с пассажирами на борту. Во время движения теплохода по маршруту Казань – Свияжск на 1308 км реки Волги он нарушил правила плавания по внутренним водным путям, в результате чего «Восход-51» сел на мель. При этом шесть пассажиров получили телесные повреждения в виде ссадин и ушибов. Суд назначил капитану наказание в виде 240 часов обязательных работ.

Организатор небезопасной паромной переправы через Енисей, как сообщили 13 февраля, предстанет перед судом опять же в Красноярском крае. В феврале 2022 года обвиняемый организовал и контролировал эксплуатацию судов на паромной переправе 103 км реки Енисей, от Красноярской ГЭС до устья Ангары. При этом аппарельное судовое устройство являлось негодным, суда использовались при отсутствии необходимых документов, они не были укомплектованы квалифицированными специалистами, имеющими право на управление речным транспортом. Как результат, при заезде автомобиля МАЗ на паром произошла поломка аппарели, из-за чего грузовик упал в воду. Собственнику транспортного средства был причинен ущерб на сумму более 1,5 млн рублей.

В Республике Саха (Якутия) перед судом предстанет бывший судоводитель, сообщалось 15 февраля. Не имея прав на управление маломерным судном, он 14 июля 2022 года, находясь в состоянии алкогольного опьянения и с одним пассажиром на борту, на маломерном судне «Обь-М» с неисправным лодочным мотором сплавлялся по реке Лене, одновременно прямо на ходу производя ремонт мотора. Вследствие чего произошло столкновение маломерного судна со стоящей на реке баржей, и судно начало затягивать под нее. Находившиеся на борту судоводитель и пассажир зацепились руками за якорные цепи баржи, пассажир, на котором не было спасательного жилета, спрыгнул в воду и утонул.

Febr pro 5 223И в завершение – постановление городского суда Рыбинска Ярославской области, который 20 февраля вынес обвинительный приговор главе судостроительной верфи «Бэлл» Олегу Белкову по делу о контрабанде военной техники. Установлено, что он незаконно переместил через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС два патрульных десантных катера с территории России на территорию Объединенных Арабских Эмиратов. Причем, катера были изготовлены под видом прогулочных. Техника была изъята сотрудниками УФСБ в конце сентября 2020 года. Суд признал Белкова виновным в контрабанде. Ему назначено наказание в виде трех лет лишения свободы условно с испытательным сроком три года. Гособвинение при этом просило назначить наказание в виде 5,5 лет колонии общего режима. Олег Белков занимал руководящие должности на ярославском судостроительном заводе «Вымпел» в 2010-2018 годах. Сейчас он работает гендиректором ООО «Судостроительная верфь «Бэлл», зарегистрированной в 2019 году. Основной вид деятельности - строительство кораблей, судов и плавучих конструкций.

 

Подготовил Андрей Алексеев