Президент России Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития речного судоходства, состоявшегося 20 июня на Северном речном вокзале столицы. Положения документа сообщила пресс-служба Кремля.
Судостроение
В целях развития перевозок по внутренним водным путям (ВВП) на период до 2035 года поручено принять решения, направленные на выделение дополнительных объемов:
- средств Фонда национального благосостояния начиная с 2025 года на программу льготного лизинга гражданских судов для обеспечения поддержки строительства дополнительно не менее 200 пассажирских судов, в том числе на электротяге;
- бюджетных средств на субсидирование в целях возмещения части затрат на приобретение (строительство) нового водного транспорта, в том числе с учетом повышения коэффициента, применяемого для электросудов и гибридных судов, взамен сданных на утилизацию;
- бюджетных средств на субсидирование в целях возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях и госкорпорации развития «ВЭБ.РФ», на уплату платежей по договорам лизинга на приобретение гражданских судов, а также на уплату процентов рассрочки по договорам купли-продажи с рассрочкой платежей.
Президент поручил представить предложения по финансированию льготного лизинга новых пассажирских судов, дополнительно включаемых в программу льготного лизинга гражданских судов водного транспорта, производимых в РФ, с учетом полного погашения за счет федерального бюджета в течение первых 10 лет лизинга процентных расходов на его финансирование.
Помимо этого, будут изысканы средства на субсидие производителям пилотных партий критически важного судового оборудования в целях предоставления льгот при покупке такого оборудования, а также повышения его ценовой конкурентоспособности.
Господдержку на строительство и модернизацию верфей также будут оказывать предприятиям, осуществляющим строительство инновационных электросудов и гибридных судов.
Развитие гидротехнических сооружений (ГТС)
Правительство должно принять дополнительные меры по завершению в плановые сроки мероприятий по строительству Багаевского гидроузла на реке Дон. А также реконструкции судоходных шлюзов №15 и 16 Городецкого гидроузла, включая строительство дополнительной камеры шлюза и создание судоходного канала от Городца до Нижнего Новгорода. Дополнительно требуется оценить влияние такого строительства и реконструкции на безопасность (ГТС). По результатам реализации этих мероприятий необходимо принять меры по распределению водных ресурсов Дона и Волги, обратив особое внимание на соблюдение экологических и других требований.
При участии заинтересованных субъектов РФ кабмин должен представить главе государства предложения по реализации мероприятий, направленных на достижение уровня воды в Нижнекамском водохранилище, необходимого для прохода судов с осадкой не менее 3,6 метра. Определить объемы и источники финансирования таких мероприятий.
С 2025 года необходимо начать программу реконструкции, капитального ремонта и модернизации сооружений ФГБУ «Канал имени Москвы» на период до 2035 года, предусмотрев выделение необходимого финансирования.
Правительство совместно с профильной комиссией госсовета должно обеспечить принятие мер по развитию объектов инфраструктуры речных портов и причалов на ВВП Единой глубоководной системы. В том числе объектов зарядной инфраструктуры для электросудов, проработав вопросы об оптимизации затрат на технологическое присоединение к инфраструктуре электроэнергетики и о сроках такого присоединения.
Вопросы судоходства
Правительству поручено разработать маршрутную сеть пассажирских перевозок по внутренним водным путям (ВВП) Единой глубоководной системы европейской части России на период до 2035 года при участии высших должностных лиц заинтересованных регионов страны. Необходимо определить основные пункты для посадки (высадки) пассажиров, ежегодные объемы таких перевозок, необходимое количество и типы судов.
Президент также потребовал обеспечить возможность использования электронных проездных документов (билетов) для проезда внутренним водным транспортом (ВВТ) и при необходимости внести соответствующие изменения в законодательство РФ. Также надо разработать стандарт, предусматривающий требования к зарядной инфраструктуре для электросудов.
При участии правительства Астраханской области поручено проработать вопрос об определении разработчика и координатора программы комплексного развития территории «Великий Волжский путь».
Требуется также сформировать условия для создания межрегиональных операторов перевозок пассажиров в акватории реки Волги, исходя из необходимости повышения экономической эффективности осуществления таких перевозок.
При участии ФСБ России правительство должно принять меры, направленные на оптимизацию требований транспортной безопасности в отношении ВВТ с учетом требований, установленных для автомобильного и городского наземного электрического транспорта, принимая во внимание угрозы и возможные риски, а также специфику отрасли.
При участии институтов развития в целях увеличения пропускной способности на Азово-Черноморском направлении поручено проработать вопрос о продлении навигации на внутренних водных путях на направлении Каспий – Азов через Волго-Донской судоходный канал, определив объемы и источники финансирования этих мероприятий.
Отдельно поручено подготовить предложения по программе развития круизного и пассажирского судоходства на Байкале на период до 2035 года с учетом совершенствования объектов инфраструктуры речных портов и причалов, обеспечения соблюдения экологических требований.
Навигация в Москве
Правительству РФ совместно с правительством Москвы президент поручил:
а) проработать вопрос (при необходимости внести соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации) о наделении города Москвы:
- правом диспетчерского регулирования движения судов (за исключением транзитных судов) на участках внутренних водных путей в границах города;
- полномочиями по согласованию маршрутов, расписания перевозок пассажиров внутренним водным транспортом (за исключением транзитных судов) в границах Москвы и установлению порядка такого согласования;
- правом на установление дополнительных требований к охране окружающей среды от загрязнения с судов нефтью и другими веществами и механизма контроля за их соблюдением в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
- правом определения порядка установки и размещения зарядных станций в городе Москве с учетом требований законодательства Российской Федерации;
б) предусмотреть расширение участков внутренних водных путей в границах Москвы с обязательным использованием автоматической идентификационной системы;
в) проработать вопрос о возможности организации судоходства автономных судов в Москве.
Госфинансирование и тарифы
В целях ликвидации лимитирующих участков на внутренних водных путях (ВВП) и обеспечения гарантированных глубин правительство совместно с Госсоветом по направлению «Транспорт» должно принять меры по обеспечению финансирования расходов на содержание ВВП и ГТС в соответствии с установленными требованиями в полном объеме начиная с 2026 года, предусмотрев:
- определение наиболее важных участков ВВП с учетом маршрутной сети;
- обеспечение прохода по внутренним водным путям Единой глубоководной системы судов с осадкой не менее 3,6 метра;
- возможность введения платы за проход судов на участках ВВП, на которых предусмотрена реализация крупных инфраструктурных проектов, обеспечивающих значительное улучшение условий судоходства, при условии использования полученных средств на развитие объектов инфраструктуры, а также определение перечня таких проектов.
Владимир Путин также поручил рекомендовать высшим должностным лицам регионов РФ обеспечить продление с 1 января 2025 года действия налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении объектов судоходных и портовых гидротехнических сооружений, в строительство, ремонт и реконструкцию которых были осуществлены капитальные вложения после 1 января 2010 года.
Отдельно глава государства обязал правительство проработать вопрос об обеспечении сбалансированности тарифных решений, в том числе в части, касающейся предоставления субъектами естественных монополий льгот для перевозки грузов, с учетом влияния таких решений на деятельность других видов транспорта. А также об установлении нулевого НДС на перевозку пассажиров водным транспортом по городским, пригородным и местным маршрутам.
Изменения в законодательстве
В части законодательных изменений президент обязал кабмин и Думу:
а) продлить не менее чем до 2037 года срока действия льгот, установленных ФЗ от 7 ноября 2011 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства»;
б) обеспечить возможность административного наказания без составления протокола при фиксации правонарушений на ВВТ работающими в автоматическом режиме специальными техсредствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи;
в) упростить госрегистрацию морских судов, судов ВВТ исудов смешанного (река - море) плавания, предусмотрев выдачу судовых документов только органами, осуществляющими госрегистрацию судов, и организациями, уполномоченными наклассификацию и освидетельствование судов.
По материалам пресс-службы Президента России