Пассажирские перевозки на межрегиональных речных маршрутах в Чувашии в навигацию 2023 года увеличились на 18% по сравнению с прошлым годом и составили около 23 тыс. человек. Об этом сообщил заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона Юрий Арлашкин. Пассажирская навигация-2023 в Чувашии стартовала 1 мая и завершилась 30 сентября. С 1 июня были организованы регулярные перевозки в Казань и Свияжск. Всего за навигационный период выполнено более 1,55 тыс. рейсов, которыми воспользовались 93,3 тыс. пассажиров. Основной пассажиропоток - более 38 тыс. человек, зафиксирован на прогулочных маршрутах. Межрегиональными водными линиями на скоростных судах «Валдай 45Р» перевезено 22,8 тыс. пассажиров.
«Отметим, что количество выполненных рейсов и число перевезенных пассажиров снизилось по сравнению с прошлым годом. Это связано с отменой муниципального маршрута Чебоксары – Сосновка и снижением пассажиропотока на маршруте Чебоксары – левобережный пляж», — сказано в сообщении на сайте Минтранса Чувашии. При этом туристический поток круизных теплоходов в столицу республики Чебоксары увеличился по сравнению с прошлым годом на 38%. В речной порт города совершено 645 судозаходов туристических теплоходов с 88,5 тыс. пассажирами на борту. Для сравнения, по итогам навигации 2022 года, речной порт Чебоксар принял более 71 тыс. круизных туристов. Более 19 тыс. пассажиров в регионе совершили тогда поездки на судах на подводных крыльях (СПК) «Валдай 45Р».
В Нижегородской области скоростные «Валдаи» за период навигации 2023 года, с мая по сентябрь, перевезли 76,5 тыс. пассажиров, выполнив более 2,4 тыс. рейсов. Такие данные приводит пресс-служба правительства региона со ссылкой на оператора скоростных теплоходов - судоходную компанию «Водолет». В текущем году в области работают пять судов «Валдай 45Р», они обслуживали 16 туристско-экскурсионных маршрутов, соединяющие Нижегородскую область с тремя регионами: Владимирской областью, Республикой Марий Эл и Чувашиий. Навигация судов на подводных крыльях, как правило, заканчивается в Нижем Новгороде и области в конце октября - начале ноября, в зависимости от погодных условий, отмечается в сообщении. Для сравнения, в 2022 году пассажиропоток СПК «Валдай 45Р» составил 68 тыс. человек, а количество маршрутов увеличилось с 11 до 14. Навигация продолжалась тогда 183 дня, было выполнено около 2,3 тыс. рейсов.
Напомним также, что в конце августа «Валдай 45Р» (СПК «Эльдар Рязанов»), построенный в 2022 году на «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева», был признан Российским классификационным обществом (РКО) негодным к плаванию. Об этом свидетельствовал акт внеочередного освидетельствования. После ремонта свидетельство РКО было возвращено. С похожими проблемами и отзывом документов столкнулось и второе судно «Валдай», работающее в Самарской области. Сейчас оно ожидает ремонта и пассажиров не перевозит.
Далее, регулярное сообщение пассажирского водного транспорта по маршруту Казань – Сарапул будет запущено летом следующего года. Об этом сообщает официальный сайт правительства республики Удмуртия. Тестовый рейс судна на подводных крыльях «Метеор-2020» прошел 22-23 сентября – тогда же впервые с 1996 года СПК пришвартовался на пристани Сарапула. Его маршрут был следующим: Казань - Чистополь - Нижнекамск - Елабуга - Набережные Челны - Сарапул - Елабуга. Время в пути составило порядка 4 часов.
«Это первый шаг к большому федеральному проекту «Великий Волжский путь». Мы готовы создавать новые турпродукты, адресованные прибывающим на «Метеорах» путешественникам», — прокомментировала руководитель агентства по туризму Удмуртии Юлия Бадаш. Напомним, развитие речного туризма в этой республики началось в 2022 году, когда в Сарапуле после реконструкции открылась пристань. А весной нынешнего года в соседнем регионе была создана судоходная компания «Флот Республики Татарстан», оперирующая скоростными теплоходами. Интересно также, что в текущем году в Сарапул было совершено 150 судозаходов круизных судов, на которых прибыли 29 тыс. туристов.
На прошлой неделе судоходная компания «Волга-Трэвэл» завершила навигацию 2023 года для скоростных судов, сообщило министерство туризма Самарской области. Всего за время курсирования «Валдаев-45Р» в туристическом сезоне перевезено 55 тыс. пассажиров. В этом году «Волга-Трэвэл» увеличила частоту рейсов по уже существующим маршрутам за счет появления двух новых скоростных «Валдаев». В навигацию теперь уже 2024 года компания возобновит рейсы из Самары в села области - Ширяево и Винновка. На сегодняшний день у скоростного речного перевозчика в наличии четыре судна на подводных крыльях.
Возобновление пассажирских междугородних перевозок по Волге намечено теперь в Саратовской области, сообщается в телеграм-канале областного правительства. При этом водный транспорт станет предположительно курсировать между Саратовом, Балаковом, Марксом, Вольском, Хвалынском, Воскресенским и Красноармейским районом. Готовность муниципалитетов к этой работе обсудил губернатор Роман Бусаргин на рабочем совещании. По его словам, руководители районов должны взять на себя ответственность по приведению в порядок причальных сооружений: восстановить пристань либо поставить дебаркадер. В свою очередь, область займется дноуглубительными работами, где это необходимо, чтобы обеспечить возможность хождения по водному пути судов «Валдай-45Р», имеющих 45 посадочных мест.
Свои СПК появятся теперь и в Прикамье. Пермский край планирует приобрести в лизинг два пассажирских судна на подводных крыльях. В проекте бюджета региона на 2024-2026 годы на это закладывается по 23 млн рублей ежегодно, сообщает «Коммерсант-Прикамье». Сумма средств определена на основании коммерческого предложения АО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК), говорится в пояснительной записке к документу.
А ранее, в начале марта нынешнего года, в рабочую группу по водному транспорту в Перми включили представителей двух компаний - АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» и АО «НПП «Радар ММС», которые разрабатывают и создают скоростные суда нового поколения. Их главные проекты — речные пассажирские суда на подводных крыльях «Валдай 45Р» и «Метеор-120Р». По информации Минтранса Пермского края, в перспективе планируется обновить весь региональный водный транспорт, в том числе и с привлечением флотилии СПК.
Подготовил Игорь Горностаев