Прошлый сезон для круизных компаний Перми, по их же оценкам, прошел вполне успешно, без срывов и потрясений. Несмотря даже на то, что тогда, год назад, город отмечал свое 300-летие, в связи с чем, как никогда прежде, многие владельцы направили на Каму свои пассажирские теплоходы. Власти Пермского края, со своей стороны, всячески поощряли пробудившийся интерес речников к региону, не скрывая желания превратить свой край в еще один центр речных путешествий в стране.
В нынешнем году круизный поток в Пермь несколько сократился – по различным оценкам, на 15-30%. После завершения юбилейных торжеств многие ушли, но немало и осталось. В любом случае, подготовка к навигации 2024 года идет полным ходом. Рынок речных круизов в крае развивается спокойно и сбалансировано, отмечают его участники, без серьезных колебаний и уж тем более без срывов.
Компании в полном объеме могут сосредоточиться на самом важно для них процессе – реализации своего турпродукта. Сравнение с прошлым годом показывает, что ситуация, касающаяся спроса и продаж, повторяется почти что зеркально. Тем не менее, причиной тревоги операторов вновь становится судовое топливо, вернее тарифы на него: к их возможному росту готовятся как могут, очень надеясь, впрочем, что этого не произойдет.
«ВолгаWolga» стала волжско-камской компанией
Ведущий круизный оператор Перми – «ВолгаWolga». И если еще пару лет назад в наших обзорах он звался камско-волжским, то теперь компанию можно смело назвать волжско-камской. Как сообщил ее совладелец Вадим Яхнин, примерно 55% круизов «ВолгаWolga» начинаются не из Перми, а с Волги, и в первую очередь из Казани, где компания, кстати, выступает лидером по количеству и разнообразию речных рейсов. Так, в нынешнем году отсюда будет осуществлено 123 круизных тура, в то время как с пермского речного вокзала их будет немногим меньше ста.
Всего же «ВолгаWolga» проводит посадку и высадку туристов в 12 прибрежных городах, логистика и технологии работы при этом отлажены годами. Флагман камского флота, четырехпалубный лайнер «Владимир Маяковский», с которым работает оператор, в первой половине навигации, с начала мая по середину июля, проследует из Казани на Северо-Запад по основным направлениям: до Ярославля, Санкт-Петербурга, Кижи – Петрозаводска. После чего судно уходит на южные маршруты: Самара, Волгоград и Астрахань. Заканчивается навигация в конце сентября, но предварительно судно осуществит круизы по Каме, следуя из Казани с самыми разнообразными береговыми программами в Пермь и вверх, до Березников. Загрузка на «Маяковском» до середины сентября уже сейчас, в зависимости от рейса, составляет 70-95%.
Для трехпалубного теплохода оператора «Юрий Никулин» Казань тоже стала базовым портом. В мае и до середины июня он ходит, главным образом, на волжской линии до Ярославля. Интересно, что первый круиз «Никулина» с названием «Пять рек» предусматривает заход на Оку до Павлово, Вятку - до Мамадыша и на Белую в Агидель. После чего судно берет курс на северо-западное направление, в том числе и из Казани, следуя до Кижей с Петрозаводском или до Сосновца по Беломорканалу, предварительно «заглянув» в Москву. В конце августа теплоход возвращается на линию Казань – Ярославль. В Пермь он приходит уже в конце сентября.
Значительное разнообразие казанских круизов и у аналогичного трехдека «Михаил Кутузов». У него запланировано отсюда 30 рейсов, больше, чем у любого другого теплохода компании. Предусмотрены походы судна по самым различным направлениям: на Каму, опять же в Ярославль и Самару, и даже один тур до Петербурга. А в сентябре его пассажиров ждет волгоградское направление.
Южные маршруты отрабатывает теплоход «Павел Бажов». Несколько заходов он сделает в Астрахань, один раз побывает в Ростове-на-Дону. Как и на «Кутузове», у «Бажова» запланировано значительное число круизов в Пермь, предусмотрен и поход в Березники. Также один рейс намечен до Санкт-Петербурга, причем в город на Неве теплоход проследует на длинном плече – из Астрахани.
Наконец, двухпалубное судно «Борис Полевой» в первой половине навигации выполнит три круиза в столицу, два из них пройдут по Оке и Москве-реке на Южный речной вокзал. Теплоход также станет регулярно появляться и на малых реках – Вятке, Белой, Суре, хотя поднимется по ним недалеко. В июле «Полевой» стоит на недлинных круизах из Казани в Пермь, Ярославль и Ульяновск. А в сентябре вновь уходит на Оку, дойдет до Мурома. В завершении сезона «Полевой» с интересными программами возвращается на Каму, в том числе с заходами в Березники и даже Соликамск.
Компании «Кама-Трэвел» и «Кубань»
Этих двух речных операторов можно по праву назвать «чисто пермскими», поскольку их круизы и продажи сориентированы в основном на краевую столицу. «Кама-Трэвел» в навигацию-2024 вновь, как и в прошлом году, предложит туристам путешествия на трех теплоходах: трехпалубных «Н.В. Гоголь» и «Козьма Минин» и на четырехпалубном, как он числится по документам, «Хирурге Разумовском». Два из них находятся в собственности оператора, а по «Разумовскому», принадлежащему Камскому речному пароходству, оператор снова выступает в роли генерального агента.
«Минин» и «Гоголь», представленные в эконом-формате, в предстоящем сезоне отправятся в речные туры длительностью от 3 до 15 дней. Расклад при этом следующий: 3 дня – круизы выходного дня до Чайковского, туры средней продолжительности 6-8 дней – Казань с Елабугой, Самара, Волгоград с Астраханью, Нижний Новгород и другие города на Волге. Кроме того, в июне на «Козьме Минине» намечен 15-дневный рейс до Кижей и Петрозаводска, а в начале июня стартует 3-дневный тур на «Гоголе» до Березников.
Расписание судна комфорт-класса «Хирург Разумовский» предусматривает в основном походы из Перми до Казани и Елабуги длительностью от 6 до 8 дней. В прошлую навигацию у этого теплохода было больше продолжительных круизов. Но по словам коммерческого директора компании «Кама-Трэвел» Дмитрия Корековцева, на этом борту собирается более молодая аудитория, и как показала практика, ее представители отдают предпочтение, главным образом, рейсам примерно недельной продолжительности.
Другая пермская круизная компания - «Кубань», в предстоящую навигацию работает, как и год назад, с двумя теплоходами: трехпалубным «Александром Фадеевым» и двухпалубным «Василием Чапаевым». Последнее судно ходит по менее продолжительным маршрутам (хотя у него есть тур и 11 дней), в пределах Пермского края в те же Березники, Чайковский, Осу, а также в удмурдский Сарапул, в Казань и Нижний Новгород. Впервые будут осуществлены заходы «Чапаева» в Соликамск, намеченные на июнь и июль.
Теплоход «Александр Фадеев» оператор обслуживает уже три десятка лет, и он продолжит ходить по традиционной программе. В расписании движения стоят рейсы разной продолжительности, включая 14-и и 16-дневные, а также обозначены самые разнообразные направления: Астрахань, Волгоград, Ярославль и прочие портовые пункты. К тому же, впервые в нынешнем году судно осуществит заход в подмосковную Дубну. На маршрутах намечены и другие сравнительно новые стоянки – Хвалынск, Тетюши, где теплоход уже побывал в прошлые сезоны.
«ВодоходЪ» и все, все, все…
В прошлом году заметным событием пермского значения стало то обстоятельство, что крупнейшая круизная компания страны «ВодоходЪ» отправила в регион на весь сезон четырехпалубный теплоход «Виссарион Белинский». Как заявили представители оператора, в навигацию-2024 судно продолжит базироваться в крае и выполнит 32 круиза с посещением его главного порта. Нынешнее расписание движения «Белинского», отмечают специалисты, вполне похоже на прошлогоднее.
Московская компания, таким образом, прижилась на пермском рынке, но пассажирского ажиотажа, как, возможно, ожидали ее руководители и чего побаивались их местные коллеги, не случилось. Потому, наверное, интерес оператора к пермскому региону явно снизился. Показательно хотя бы, что в прошлую навигацию «ВодоходЪ» предложил агентствам Перми довольно высокую комиссию, теперь же условия сотрудничества изменены. Впрочем, каких-то иных существенных усилий по освоению нового направления со стороны москвичей предпринято не было.
Но в любом случае, пермские любители речных путешествий смогли самолично побывать на теплоходе известного круизного бренда и реально оценить его. Никаких восторгов тут, кстати, не наблюдалось. «Белинский» стал вторым базовым четырехпалубным лайнером Перми после «Маяковского». И как сообщили в обслуживающей его компании «ВолгаWolga», особого давления со стороны «Водохода» они не почувствовали, поскольку, как уже говорилось, больше половины своего турпотока перевели с домашнего рынка в другие волжские порты.
У «Кама-Трэвел», отметили в компании, в прошлом сезоне суммарная загрузка вновь оказалась почти полной, так что на снижение числа туристов там тоже не могут пожаловаться. А вот глава «Кубани» не стала скрывать, что появление в юбилейный год множества судов из других регионов привело к определенному оттоку пассажиров. Чтобы восполнить потери, сообщила она, пришлось гораздо активнее заниматься привлечением клиентов – за счет рекламы, агентских семинаров и встреч с туристами. Что, кстати, дало свои положительные результаты: число новых путешественников возросло, и что интересно, клиентский контингент компании стал при этом явно моложе.
Игорь Горностаев