Mos verf m 424Находящийся в Ленинградской области судостроительный завод Emperium («Эмпериум»), подконтрольный АФК «Система», построит новую серию гибридных пассажирских прогулочных судов «Москва 2.0». Их проектирование завершается, строительство головного судна начнется осенью. В серии будет 25–26 единиц. Длина каждой составит 30–35 м, ширина – 8 м.

Одно судно оценивается примерно в 300 млн рублей. Таким образом, весь заказ будет стоить 7,5–7,8 млрд рублей. Как заявляют производители, первые «Моски», как их зовут речники, будут поставлены к концу нынешнего года, а вся серия – до конца 2025 года.

Напомним, предыдущая серия прогулочных теплоходов серии «Москва» проекта Р-51 хорошо известна не одному поколению речных пассажиров. Она использовалась для массовых речных перевозок в СССР. «Москва» строилась с конца 1960-х годов на Московском судостроительном судоремонтном завод (МССЗ), располагавшемся в Нагатинском затоне. Всего для РСФСР, Белорусской, Украинской, Латвийской, Молдавской ССР, а также для Чехии, Польши, ГДР и ряда других стран было построено 334 таких теплохода.

Эксплуатантом инновационных электрических судов нового проекта «Москва 2.0» станет столичная судоходная компания «ВодоходЪ». В прошлом году именно она запустила в Москве электрические суда общественного транспорта. По двум маршрутам начали курсировать электросуда Ecobus, произведенные Emperium по заказу АО «ВодоходЪ. Пассажирский порт» - дочерняя структура «Водохода», на площадках в Ленобласти и Перми. В этой серии намечено построить 21 судно.

Что же касается «Москва 2.0», то эти суда станут работать на смешанной тяге – их оснастят аккумуляторами и дизель-генераторами, которые также будут вырабатывать электричество. Дизель-генератор в данной концепции увеличивает дальность хода и служит резервным источником питания на случай разрядки батарей. Правда, есть сомнения, что власти Москвы, взявшие курс на полную электрификацию общественного транспорта, разрешат использовать дизельное топливо. «Суда, скорее всего, будут полностью электрическими», – считает отдельные эксперты. Финансирование этого проекта, как ожидалось ранее, будет вестись через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК).

Mos verf 2 424

И другая важная информация. В Москве еще в ноябре прошлого года началось строительство корпусов специальной верфи пассажирских электрических судов. Ее возведение ведется в районе Нагатино, где прежде находился старый МССЗ. Заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Алексей Митяев отмечает, что полностью автоматизированная новая верфь будет одной из самых современных в мире. По его словам, в проект запланированы серьезные городские инвестиции.

Напомним, ранее мэр Москвы Сергей Собянин на встрече с президентом России Владимиром Путиным заявил, что в столице будет построена специальная верфь, и соответствующий инвестпроект уже готов. Новый объект обеспечит судами нескольких видов не только Москву-реку, но и другие маршруты. Столичный градоначальник отметил, что город окажет содействие в предоставлении земельного участка и налоговых льгот для того, чтобы этот проект состоялся. Кроме того, ему потребуются федеральная поддержка и долгосрочные заказы.

Как позже уточнили в столичном департаменте транспорта, верфь для электросудов появится в Москве в течение двух-трех лет. Здесь, кстати, планируется вести сборку и прогулочных судов типа «Москва 2.0». Но главное продукцией станут транспортно-пассажирские суда, используемые на ныне на действующих регулярных линиях Москвы-реки. Сейчас они выпускаются на площадке «Эмпериум» в Ленобласти.

Новая верфь находится на полуострове, образованном Нагатинским спрямлением реки с севера и Западным заливом Нагатинского затона с юга на так называемом Меловом мысе. Интересно, что расположилась она совсем рядом с тем местом, где с 1945 по 2015 годы стоял Московский судостроительный и судоремонтный завод (МССЗ), выпускавший пассажирские и грузовые речные суда. Сейчас здесь, по нехорошей московской традиции последнего времени, находится ни что иное, как жилой комплекс «Ривер Парк». 

 

Сергей Кузнецов