В соответствии с распоряжением Минтранс РФ, реконструкция на Волге Городецкого гидроузла в Нижегородской области должна завершиться в 2026 году. Работы проводятся в два этапа. На первом до конца 2025 года планируется закончить строительство шлюзовой камеры 15А и провести основные дноуглубительные работы на подходах к шлюзу. Что позволит увеличить его пропускную способность и достигнуть гарантированных глубин. А в 2026 году завершится реконструкция дамбы и оставшаяся работы по углублению дна.
В свою очередь, Багаевский гидроузел на Дону в Ростовской области собираются вводить в эксплуатацию также в 2025–2026 годах, и тоже в два этапа. Первый завершится к началу предстоящей навигации 2025 года. В результате чего, на объекте обеспечат глубину до 4 м для прохода судов с осадкой 3,6 м. (Для справки, осадка крупнейшего пассажирского судна «Мустай Карим» не превышает 3 м.) На втором этапе предусматривается полный ввод в эксплуатацию всех элементов гидросооружения в Багаевском районе области.
Впрочем, с завершением строительства двух подпорных плотин - на Волге и Дону, судоходные глубины на протяжении всей Единой глубоководной системы европейской части России всё еще нельзя будет гарантировать. Об этом, в частности, напомнила начальник отдела развития инфраструктуры и перевозок управления внутреннего водного транспорта Росморречфлота Галина Долганова, выступая на II Всероссийском круизном форуме, прошедшем в начале октября Перми. По ее словам, после завершения полной модернизации Городецких шлюзов и окончания строительства Багаевских, лимитированный водный участок в 68 км останется на Каме, между Воткинском и Сарапулом. И здесь тоже, скорее всего, должно начаться строительство подпорного гидроузла.
Для развития мультимодального логистического центра в Пермском крае необходимо устранить лимитирующий участок в границах Камского бассейна. Об этом сообщили и на первом заседании рабочей группы по развитию перегрузочного комплекса в регионе, которое состоялось 8 октября под председательством руководителя Росморречфлота Андрея Тарасенко. И вновь было отмечено, что маловодный участок водного пути Нижнекамского водохранилища от Чайковского шлюза до Сарапула, расположенный на территории Пермского края и Удмуртии, останется единственным узким местом на Единой глубоководной системе после ввода в эксплуатацию Городецкого и Багаевского гидроузлов.
Кроме того, 9 октября комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области включил в повестку дня вопрос о создании канала Волго-Дон-2. Напомним, реализация этого проекта началась еще в далеком теперь 1987 году. Тогда строительство стартовало со стороны Волгоградского водохранилища. Протяженность канала должна была составить около 60 км. Однако в 1990 году проект был заброшен из-за нехватки средств.
В 2021 году администрация Волгоградской области направила президенту Российской академии наук (РАН) Александру Сергееву обращение с просьбой провести научные исследования о возможности строительства канала. В РАН тогда подтвердили готовность этих исследований. Планировалось, что они займут два года. Отмечается, что река Дон расположена выше Волги, поэтому вода поступает в Волгу самотеком. При строительстве канала Волго-Дон-2 водоток реки Дон увеличится на 5,5 куб. км в год. Подобные меры, надеются ученые, снизят уровень деградации водных объектов в Ростовской области.
В то же время, создание канала, параллельного действующему сейчас Волго-Дону, целесообразно будет обсуждать уже после завершения строительства Багаевского гидроузла. К такому выводу пришел комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.
Игорь Горностаев