Goroges vosst 725Открыто сквозное движение судов через Городецкий гидроузел на Волге в Нижегородской области. Первое шлюзование после аварии было проведено поздним вечером 26 июля. А за первые сутки после восстановления через Городецкие шлюзы прошел 31 теплоход. Среди них 9 круизных судов, а также 22 грузовых, сообщили в Росморречфлоте 28 июля. Волжская навигация продолжается.

Напомним, 22 июля на ремонтируемом шлюзе Городецкого гидроузла произошла авария: обрушилась части оголовка разделительной стенки камер шлюза, в результате чего нарушилась герметичность камеры шлюза №15, а строящуюся шлюзовую камеру № 15А затопило. После чего прохождение судов было остановить. Волга как бы разделилась на две самостоятельные части, а в их акваториях заблокированными оказались десятки судов.

После исследования состояния конструкций гидроузла, Минтранс РФ сообщил, что аварийные работы на нем завершатся 26 июля. При этом число только грузовых судов, ждущих шлюзования у Городца, оказалось более полусотни. Также с 23 по 25 июля планировали пропустить 14 пассажирских судов.

По словам руководителя отдела продаж круизной компании «Донинтурфлот» Александра Шкарупина, положительным моментом стало то обстоятельство, что круизные операторы были оперативно уведомлены о сроках возобновления пропуска на Городецких шлюзах. «Мы надеемся, что после этой аварии к гидроузлу и к ходу работ на этом шлюзе будет более пристальное внимание Минтранса, чтобы не было поломок во время высокого сезона, и чтобы воды было достаточно для прохода и круизных, и грузовых судов», - сказал он.

В настоящее время судоходные условия в районе Городецкого гидроузла приведены в нормативное состояние, отмечают в Росморречфлоте. На объекте поддерживается необходимый уровень воды. Речной флот постепенно входит в намеченный график движения.

 

Работы, которые проводятся на Городецком гидроузле

Городецкий гидроузел - один из самых нагруженных в стране. Он начал работать 1956 году. В 2024 год на нем было выполнено 6,5 тыс. шлюзований, в том числе и круизных теплоходов, которые перевезли более 179 тыс. пассажиров. При этом в последние полвека на Волге между Нижним Новгородом и Городцом снижается судоходная глубина, а проводимые дноуглубительные работы результатов не дают. Городецкий участок, таким образом, стал наиболее проблемным на всей Волге, и на протяжении последних десятилетий вопрос нормализации его пропускной способности решить не удается.

В то же время, уже лет 15 как государство вкладывало значительные средства в реконструкцию и капитальный ремонт гидротехнических сооружений. В связи с чем, вначале появился проект Нижегородского низконапорного гидроузла: было предложено построить новую дамбу, которая повысит уровень воды в реке, обеспечив глубины до 4 метров. Стоимость проекта оценивали в 40 млрд рублей. Но он не прошел экспертизу, поскольку под угрозой подтопления оказались 2,7 тыс. га земли.

И в 2021 году был разработан альтернативный план строительства. На первом этапе планировалось возведение береговых сооружений с причальным фронтом 150 метров. А также углубление дна до уровня 4 метров от Городца до Балахны на протяжении порядка 40 км. Также было намечено строительство камеры шлюза № 15А длинной 300 и шириной 30 метров. Ее собирались пристроить к действующей камере № 15, увеличив тем самым пропускную способность гидроузла. Проект был принят, первоначально он оценивался в 22 млрд рублей, но в дальнейшем его бюджет превысил 32 млрд.

 

Иван Коблов