
На прошедшей с 23 по 26 сентября Международной выставки и конференции «Нева 2025» Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и судоходная компания «Донинтурфлот» договорились о сотрудничестве. Оно предполагает строительство трех новейших круизных лайнеров смешанного плавания типа проекта 00840 «Карелия». Подписи под документом поставили заместитель генерального директора ОСК по гражданскому судостроению Кирилл Торопов и председатель совета директоров, владелец АО «Донинтурфлот» Михаил Ковалёв. Об этом сообщила в пресс-служба ОСК.
«Донинтурфлоту» - три «Карелии»
Новые суда будут строиться на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. На этом предприятии уже ведется строительство трех аналогичных круизных лайнеров для компании «ВодоходЪ». Головное судно было спущено на воду в нынешнем году. Четырехпалубный круизный лайнер «Карелия» рассчитан на 180 пассажиров, а также на 97 членов экипажа. На судне предусмотрены: 30 кают класса «Стандарт», одна каюта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, 44 кают «Стандарт» с балконом, 10 кают класса «Делюкс» и 2 каюты «Гранд сьюит».
Суда проекта предназначены для эксплуатации на Каспийском, Азовском, Чёрном, Белом и Балтийском морях, в акватории Финского залива и на внутренних водных путях России, включая маршруты к Соловецким островам. Они имеют высокую манёвренность даже в ограниченных пространствах портов и каналов. Компактные размерения судов позволяют проходить по узким шлюзам Беломоро-Балтийского канала, способствуя расширению географии туристических маршрутов.
Лайнеры «Карелия» представляют собой стальные самоходные суда с двумя поворотными винторулевыми колонками, вертикальным форштевнем и транцевой кормовой оконечностью. Они оснащены четырехъярусной надстройкой и носовой рулевой рубкой. Машинное отделение расположено в кормовой части теплохода. Длина судна составляет 131 м, ширина — 13,8 м, осадка — 2,9 м, скорость хода — 22 км/ч. Проект «Карелия» класса «река-море» разработан конструкторским бюро «Вымпел».
Судоходная компания «Донинтурфлот» осуществляет речные круизы по всем внутренним водным путям Европейской части России уже более 30 лет. Прежде оператор специализировался на обслуживании зарубежных туристов, а с 2020 года перешел на отечественный потребительский рынок. В настоящее время «Донинтурфлот» выступает владельцем 9 четырехпалубных круизных судов престижных проектов 302, 301 и Q-056.
Для «Созвездия» - шесть «Сириусов»
Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) и судоходная компания «Созвездие» подписали соглашение о намерениях по строительству 6-и новых круизных судов смешанного плавания типа «Сириус». Проект был впервые представлен на выставке «Нева 2025». Документ опять же подписал заместитель генерального директора ОСК по гражданскому судостроению Кирилл Торопов и генеральный директор «СК «Созвездие» Михаил Алямовский.
Проект нового круизного судна был разработан специалистами из конструкторского бюро «Вымпел» специально под условия круизной компании «Созвездие». Новый проект судна класса «Волго-Дон Макс» является представителем нового поколения лайнеров и позволят значительно расширить географию традиционно речных туристических маршрутов, предложив пассажирам безопасность и комфорт путешествия на современном уровне, заявил Кирилл Торопов. Эксплуатация судов этого проекта предполагается на внутренних водных путях, включая Волго-Балтийский водный путь, Волго-Донской судоходный канал, Онежское и Ладожское озера, а также в прибрежных морских районах Балтийского, Азовского и Черного морей.
Теплоходы проекта «Сириус» - универсальные круизные суда с хорошим соотношением пассажировместимости, открытых палуб и общественных помещений, отметил президент круизной компании «Созвездие» Александр Сахаров. Они представляют собой самоходные суда со стальным корпусом и алюминиевой надстройкой, с двумя поворотными винто-рулевыми колонками, вертикальным форштевнем и транцевой кормовой оконечностью. Оснащение – развитая четырехъярусной надстройкой с носовым расположением рулевой рубки. Машинное отделение размещено в кормовой части.
Основные технические характеристики нового судна: длина габаритная — 141,0 м, ширина габаритная — 16,98 м, высота борта расчетная — 5,05 м, осадка по КВЛ — 2,95 м, максимальная длительная мощность ГД — (около) 2х1200 кВт, экипаж — порядка 130 человек. Уникальной особенностью архитектуры нового судна является размещение рулевой рубки под пассажирскими и общественными помещениями. Что позволило разместить в носовой части над рубкой люксы с панорамным видом, а над ними открытую прогулочную палубу/веранду бара, доступную для всех пассажиров.
Всего же пассажиры в количестве 279 человек смогут на «Сириусе» разместиться в 126 каютах, 85% которых имеют персональные балконы или веранды. Судно ориентировано на семейный отдых. На борту предусмотрены одно- и четырехместные каюты, две каюты для размещения маломобильных пассажиров, а также четыре люкса.
Проект предполагает наличие детской комнаты и подросткового клуба. Кроме того, на борту появится СПА-зона с сауной и хаммамом, массажными кабинетами и зоной отдыха, а также тренажерный зал. В корме планируется солярий с открытым бассейном. Он получит прозрачную стенку с видом за корму судна. Для питания пассажиров предусмотрен большой ресторан и бар с панорамным видом и уличной верандой. Для проведения концертов и культурных мероприятий – лаунж-зона тоже с панорамным видом, сценой и баром.

Продуманы условия и для пребывания экипажа. Команда теплохода будет проживать в 1–2-местных и 4-местных каютах, для них также спроектирован отдельный салон отдыха, своя спортивная каюта и собственная сауна.
Александр Сахаров на выставке «Нева-2025» заявил, что по предварительным оценкам, стоимость одного лайнера проекта «Сириус» составит 9,1 млрд рублей. Это рекорд для отечественного круизного судостроения. Правда, и за уже существующие проекты предусмотрены тоже немалые цены. В частности, по его словам, стоимость теплохода «Карелия» составляет 7,4 млрд рублей, правда, в заказах прошлых лет эта сумма несколько меньше.
ОСК готовит новые пассажирские суда
Как сообщил на полях уже прошедшей в Санкт-Петербурге морской выставки глава Объединённой судостроительной корпорации Андрей Пучков, в краткосрочной перспективе намечено расширить портфель заказов на строительство круизных судов. Планируется продолжение серии типа «Карелия». Также идет работа над лайнерами класса пятизвездочных гостиниц. В то же время, ведется проработка проектов и для более массового сегмента.
«У нас сейчас идет с рядом заказчиков активная дискуссия, позитивная дискуссия по тому, чтобы все-таки нам расширить линейку строящихся судов не только на пятизвездочные гостиницы. Есть идеи посмотреть на более демократичный сегмент — условный аналог трехзвездочных гостиниц. Экономика там, конечно, будет превалировать, но таких идей достаточное количество. Это хорошая ниша, в которой мы, как я считаю, потихоньку руку набиваем», — отметил Пучков.
Основным фактором, от которого будет зависеть реализация этих планов, руководитель ОСК назвал меры государственной поддержки. По его словам, пассажирские перевозки — низкомаржинальный бизнес, и интерес операторов к заказу новых судов напрямую зависит от доступности льготных программ.
Иван Коблов







