Совсем недавно, в конце ноября, ведущие российские туркомпании, специализирующиеся на морских круизах, официально объявили о создании своей профессиональной Ассоциации круизных операторов (АКО). Ее президентом единодушно был избран Валентин Елисеев, занимающий аналогичный пост и в круизном центре «Нептун». С ним встретился наш корреспондент и задал ряд вопросов. Причем, было решено, что о делах АКО говорить пока еще рано, ведь Ассоциация только создана. А потому, все внимание было сосредоточено на круизной навигации лета 2014 года и расстановке сил участников российского рынка морских круизов.
- Валентин Александрович, что вы можете сказать об итогах прошедшего круизного сезона?
- Прежде чем говорить об итогах, есть смысл посмотреть на нынешний год в контексте предшествующего периода времени. И мы увидим следующее: до 2011 года имел место стабильный рост продаж морских круизов на российском рынке, но в 2012 году произошел значительный спад, в среднем процентов на 30-40. Почему это случилось - готового ответа у меня нет. Затем, в 2013-м вновь отмечен рост, примерно на 20-25%, рынок начал восстанавливаться. Достаточно высокие результаты зафиксированы и в январе-феврале нынешнего года - не смотря даже на кризис, связанный с событиями на Украине. Спад же начался с марта, совсем, по сути, незаметно, и в первом полугодии потери отмечены на уровне 10-13% по сравнению с прошлым годом. Так что, даже оставалась некоторая надежда, что в июле-августе все нормализуется. Хотя и было понятно, что роста уже не будет, в лучшем случае стоит ожидать показателей на уровне 2013 года, либо, если и спад, то совсем небольшой, в районе 5-10%. Однако летние события на туристическом рынке, связанные с банкротствами турфирм, внесли свои негативные коррективы. Не остался, естественно, незамеченным и нынешний процесс валютного роста. И теперь данные по продажам за сентябрь-ноябрь, говорят о том, что в 2014 году на рынке морских круизов ожидается серьезный спад.
- А какова нынешняя динамика круизных тарифов?
- Тарифы снижаются. Но началось это не сегодня, а еще с кризиса 2008 года. Причем, во всех круизных компаниях, хотя у каждой из них и по-разному, ведь они ориентируются на разные рынки. Так, у американских компаний тарифы традиционно несколько выше. Что же касается цен этого года в сравнении с прошлым, то здесь особой разницы нет, а вот с 2011-м, изменения ясно просматриваются. Тенденция следующая: у компаний, ориентирующихся на класс «стандарт» - массового клиента, расценки снижаются регулярно, хотя не на все корабли, не на все каюты и не сразу - прямолинейной зависимость тут не просматривается. К тому же, в последние 2-3 года активно снижать тарифы начали как компании класса «премиум», так и «люкс». С их стороны появилось огромное количество спецпредложений, бонусов, привилегий и многого другого, чего не было раньше. К примеру, сам круизный тариф снижается не особенно сильно, примерно на 15-20%, но при этом даются деньги, в районе 500-1000 долларов на каюту, которые можно потратить лишь на борту. На мой взгляд, это весьма ощутимая надбавка, которая, к тому же, характеризует определенный тренд. Ведь то, что снижать тарифы начали уже и «люксовики», которых меньше и которые всегда на виду, весьма символично, и достаточно красноречиво говорит о том, что все цены в круизной индустрии пошли вниз.
- Но, наверное, в рублях-то наблюдается обратная тенденция?
- Действительно, хотя снижение тарифов на круизы продолжается уже не первый год, в рублях за последние 2-3 месяца, цены ощутимо выросли. Как, впрочем, и все импортные услуги. Сейчас лучше всего продаются дешевые и одновременно, самые дорогие каюты и круизы. Как, к примеру, наиболее шикарные места в классе «стандарт» или же не очень дорогие в классе «люкс», либо подороже в «премиуме» - цены в них вполне сопоставимы. Середина же при этом значительно «просела». Хотел бы отметить и еще один аспект, не связанный на прямую с экономикой или галопирующим курсом рубля – психологический. На мой взгляд, он не менее, а возможно, что и более важен. Нестабильность нынешнего времени давит на всех. И в этом случае отдых на морских лайнерах значительная часть людей откладывает на более спокойные времена. Происходит своего рода переоценка ценностей, меняющая потребительское поведение. Деньги предпочитают вкладывать в другие, может быть, более прагматичные проекты.
- Мы пока говорили о потребительском рынке, а что можно сказать о сегодняшнем дне международного рынка круизных предложений?
- Основная часть морских путешествий по-прежнему приходится примерно на 20 компаний-судовладельцев и операторов. Наиболее популярные из них хорошо известны и в России. В частности, по продаваемости в нашей компании, назову их в следующем порядке: Royal Caribbean Cruise Line, Costa Cruises, Celebrity Cruises, Holland America Line, Oceania Cruises. Именно эта пятерка наиболее востребована у клиентов «Нептуна». Далее я бы назвал и NorwegianCruiseLine. Хорошо продаются и компании класса «люкс» - Silversea, Seabourn и Regent, но объемы здесь гораздо меньше. К ним можно добавить и парусники Star Clippers, достаточно хороший, хотя и не так широко известный круизный продукт.
- Какие-то изменения в продажах конкретных компаний сейчас наметились?
- Я бы отметил, что увеличились доли рынка компаний премиального класса – Celebrity и Oceania. Holland America держится сравнительно стабильно в своем потребительском диапазоне. Компания эта, безусловно, роскошная, но когда у Oceania Cruises (я бы характеризовал ее как «почти класса люкс»), тарифы снизились, то очень многие прежние клиенты Holland предпочти отправиться в путешествие с Oceania. И я их вполне понимаю: Oceania заметно лучше - и по количеству предлагаемых услуг и по организации питания, даже по сформированным маршрутам. Celebrity Cruises также относится к «премиум» классу, и ей тоже часто отдают предпочтение перед той же HollandAmerica. Впрочем, эта оценка во многом субъективна, ведь компании рассчитаны на разные возрастные категории. Так, с классической HollandAmericaотправляются в основном туристы более старшего возраста, а Celebrity предпочитают те, кто привыкли к веселым развлечениям на борту.
- Получается, спад в равных долях затронул все круизные компании, представленные у нас?
- Это так. Компании ориентированы на конкретные потребительские сегменты. И «перетекание» клиентов между ними связано, в первую очередь, с двумя основными факторами: изменением цены либо качества продукта. При одинаковых или почти одинаковых тарифах за каюту аналогичного уровня, туристы внимательно изучают, что именно они за свои деньги получат. Допустим, Costa Cruises с недавнего времени понизила качество сервиса, причем многие ее прежде бесплатные услуги стали платными, к примеру, чай-кофе за завтраком или графин чистой воды за ужином. Одновременно понизились и тарифы на круизы, но теперь на борту постоянно приходится за что-то доплачивать. Аналогичным поступила и NCL. Впрочем, именно стоимость тура для многих потребителей, возможно даже для большинства, является основополагающим фактором при выборе морского путешествия. Хотя немало и тех, для кого подобного рода сервисные мелочи крайне важны. Потому и происходят их переходы из одной компании в другую. Не быстро, но такой процесс идет. Отмечены на круизах и такие путешественники, которые готовы ехать с кем угодно, и чуть ли не в любых условиях комфортности, лишь бы побывать на интересующем их маршруте. Но таких, понятно, совсем не много.
- Какую круизную компанию, по вашему мнению, можно сегодня назвать самой массовой в России?
- Не так давно таковой наверняка была Costa Cruises. Но сейчас трудно однозначно ответить на этот вопрос, поскольку исходных данных, касающихся объемов продаж, представлено не достаточно. Даже в нашей Ассоциации круизных операторов, поскольку в нее входят не все ведущие операторы рынка. Так, в наших рядах нет «Натали Турс», уже давно специализирующейся именно на Costa Cruises и «Бриз Лайна» с его Princess Cruises, так что их показатели остаются неизвестны. Нет и компании PACGroup, которая выступает представителем MSC Cruises – прямого конкурента Costa. И те объемы, которые PACанонсирует, вызываю у меня, скажем так, сомнения. Впрочем, и объемы самих членов АКО мы не знаем в точных цифрах, речь, скорее, может идти о прикидках. Кроме того, есть и такое явление, как самостоятельные туристы, которых становится все больше, но данные по ним по-прежнему отсутствуют, и остается только предполагать. Так что, о возможном лидере российского рынка морских круизов однозначного ответа просто нет…
- Назовите тогда лидирующую группу круизных компаний. И какова, на ваш взгляд, расстановка сил среди них на морском рынке?
- По количеству ежегодно обслуживаемых туристов из России, лидировать сегодня, по моему мнению, могут три компании: Costa Cruises, MSC Cruises и Royal Caribbean Cruise Line. Все они относятся к наиболее массовому сервисному классу «стандарт». Наверное, было бы правильно делить круизных лидеров в соответствии с представляемыми ими классами. Впрочем, «люкс» при этом потребуется сразу же «отодвинуть», поскольку практически никто толком не знает, каким количеством пассажиров этот рыночный сегмент оперирует. К тому же, сам по себе он довольно узок, хотя и весьма капиталоемкий. Что же касается «премиума», то о его массовости можно говорить лишь когда его представители опускают тарифы до уровня «стандарта». Но происходит это далеко не всегда, и не в статистически значимых количествах, а лишь на майские и другие известные праздничные даты, и не на немногих, пусть и достаточно интересных, маршрутах.
- Заключительный вопрос. Наверняка у вас самого есть свои предпочтения среди круизных компаний? Можете сообщить нам о них, или же, ссылаясь на свою профессиональную принадлежность, предпочтете о том умолчать?
- Ну почему же, я и не скрываю, что мне очень нравится Oceania Cruises. Это при условии, если ты не едешь на отдых с детьми. В таком случае, это великолепнейший вариант круизного времяпрепровождения. Судите сами: интересные маршруты, достаточно большие лайнеры, а значит – весьма развитая инфраструктура на борту, потрясающая кухня. Кроме того, назову и компанию Celebrity Cruises. Особо интересны мне их новые суда и та новая концепция круизного отдыха, которую они разрабатывают. Здесь стоит отметить: для тех, кто предпочитает более спокойный и уединенный отдых больше подойдет Oceania, а кто любит большие корабли со всеми их сервисно-развлекательными преимуществами, тому посоветую Celebrity. Что еще немаловажно, цены этих компаний сравнительно невысокие, хотя и сэкономить на них тоже не удастся.
Подготовил Игорь Горностаев