Arktik G 1218

В Санкт-Петербурге 5 декабря открылся VIII Международный форум «Арктика: настоящее и будущее». В ходе трех дней его работы были подведены итоги развития Арктической зоны Российской Федерации и сформированы актуальные направления взаимодействия власти и общества по освоению полярного региона. Поступила также информация и о дальнейшей судьбе отечественных арктических круизов.

Как сообщила пресс-служба ФГУП «Росморпорт», в петербургском мероприятии приняли участие главы ряда субъектов Федерации, представители федеральных и региональных органов власти, руководители системообразующих компаний, научно-образовательных и общественных организаций. С приветственным словом перед участниками выступил президент Ассоциации полярников, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. Выступал на конференции и заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Цветков.

Также в рамках форума стало известно, что государственная корпорация «Росатом» не собирается отказываться от круизов на ледоколах на Северный полюс. Об этом журналистам сообщил заместитель главы дирекции развития Северного морского пути (СМП), начальник управления по развитию СМП и прибрежных территорий госкорпорации Максим Кулинко. По его словам, в свое время круизы стали неким хорошим шагом по поддержке «Атомфлота», в том числе и по задействованию ледоколов. В настоящее время ситуация кардинально меняется, и это уже не является каким-то приоритетным направлением в деятельности «Росатом». Тем не менее, и отказываться от них корпорация пока не намерена.

Максим Кулинко уточнил, что заинтересованность в ледокольных круизах на Северный полюс высказывают в том числе и иностранные компании. Показательно, что все билеты на сезон 2019 года уже проданы. В дальнейшем, когда отечественный флот пополнится новыми ледоколами производства Балтийского завода, то одно из старых судов вполне может быть выделено исключительно под такие путешествия. Напомним, арктические круизы проводятся на российских атомных ледоколах с 1990 года. Что помогло поддержать атомный флот в непростые 90-е годы, когда морские перевозки в Арктике резко сократились. Туристов последние годы традиционно обслуживает новейший и самый большой в мире атомный ледокол «50 лет Победы».

Однако в ближайшие годы флагманом атомного флота станет другой ледокол – «Арктика», строительство которого подошло к завершающему этапу. В настоящий момент готовность этого судна проекта 22220 составляет 74%, сообщил генеральный директор Балтийского завода Алексей Кадилов в кулуарах форума «Арктика: Настоящее и будущее». Загрузка ядерного топлива, а это ключевое событие в строительстве ледокола, начнем в мае следующего года, а в декабре стартуют его ходовые испытания. Передача ледокола в эксплуатацию намечена на май 2020 года

Атомные ледоколы проекта 22220 станут самыми мощными ледокольными судами в мире. В настоящее время на Балтийском заводе строятся три судна этого проекта – «Арктика», «Сибирь» и «Урал». И в первом квартале следующего года планируется заключение контракта на строительство еще двух аналогичных ледоколов.

Arktik 2 1218Кроме того, на прошедшей неделе, на день раньше - 4 декабря, в Пскове началось заседание постоянного комитета Парламентской ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР) по культурной политике и туризму. В нем приняли участие депутаты из Калининградской, Мурманской, Архангельской, Ленинградской, Новгородской, Вологодской областей, Карелии, Ненецкого автономного округа и Республики Коми. И как сообщила на заседании председатель постоянного комитета Мурманской областной думы по образованию, науке, культуре, делам семьи, молодежи и спорту Лариса Круглова, круизы из Мурманска на Северный полюс могут осуществляться до 2035 года.

«Ежегодно из порта Мурманск отправляется 5 круизов на Северный полюс на атомном ледоколе «50 лет Победы», в общей сложности путешествие совершают более 500 человек. По информации «Атомфлота», в настоящее время использование атомных ледоколов для организации круизов на Северный полюс запланировано как минимум до 2019 года. При благоприятном развитии событий данный туристический продукт может реализовываться вплоть до 2035 года», - сказала Лариса Круглова.

Впрочем, о том, что программу круизов на атомных ледоколах, следующих до крайней северной точки планеты, могут продлить до 2035 года, было известно уже более года назад. И первой об этом сообщила министр развития промышленности и предпринимательства также Мурманской области Ольга Кузнецова. А еще за год до этого, напомним, начали высказываться многочисленные опасения, что с активизацией деятельности на Северном морском пути эти круизы будут отменены на некоторое время, либо вообще полностью закрыты.

Лариса Круглова также отметила, что сегодня стоимость круиза на Северный полюс составляет от $6 до $7 тыс. При этом, по ее словам, за годы реализации этого продукта сложилась практика, предусматривающая одну ночевку в Мурманске без посещения достопримечательностей. Учитывая высокую платежеспособность клиентов и стабильный поток, целесообразно совместно с туристическими компаниями проработать возможность организации береговой программы для участников этих круизных туров, считает г-жа Круглова.

Также по ее словам, число туристов, посетивших Мурманскую область на круизных судах в 2018 году, превысило 4,5 тыс. человек – что втрое больше аналогичного показателя прошлого года. В 2018 году в период летней навигации порт Мурманск посетило 7 круизных судов. Годом ранее, для сравненмя, в Мурманск было совершено 4 судозахода из которых три круизных, с общим количеством туристов более 1,5 тыс. человек.

В целях развития пассажирской инфраструктуры морского порта в Мурманске реализован проект «Арктическая гавань», в ходе которого завершилась реконструкция пирса дальних линий морского вокзала и берегоукрепление пассажирского района морского порта для обслуживания современных морских паромов и круизных судов. К пирсу теперь могут швартоваться пассажирские суда длиной более 180 метров и шириной 25 метров. В июне в здании морского вокзала открыт современный пункт пропуска, оснащенный комплексом информационно-технических средств, что позволит быстрее осуществлять необходимые операции при пересечении иностранцами границы России.

Отметим, морской порт Мурманска является единственным незамерзающей гаванью российского Заполярья, который может принимать суда в режиме круглогодичной навигации. Глубины обеспечивают доступность порта для любых судов. Заход круизных судов в Мурманск осуществляется уже более 20 лет. В настоящее время в сфере арктического морского туризма в регионе представлены два основных направления: ледокольные круизы на Северный полюс и маршруты иностранных операторов, которые проходят по приарктическим территориям.

 

Игорь Горностаев

Arktik 3 1218