У многопрофильных туроператоров, у которых ранее круизы были просто ассортиментной позицией, в 2022 году продажи путешествий по рекам России показывают рост от 30% до 400%. Рост спроса на круизы у «непрофильных» компаний обусловлен сразу несколькими факторами. Узнали, что берут туристы, и каким эксперты видят следующий сезон.
СПРОС НА РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ У «НЕПРОФИЛЬНЫХ» КОМПАНИЙ В ЭТОМ ГОДУ ВЫРОС ДО 400%
Рост спроса на речные круизы в этом году очень заметен – по предварительной оценке Ростуризма, например, турпоток в этом сезоне составит не менее 700 тыс. круизных туристов. При этом наиболее значительная динамика наблюдается у «непрофильных» туроператоров с исторически достаточно небольшой долей круизов в общем объеме продаж. Эти компании выступают на рынке круизов в роли агрегаторов и агентов, предлагая не собственный продукт, а продукт речных круизных компаний («Мостурфлот», «ВодоходЪ», «Созвездие», «Донинтурфлот» и др.).
Так, у туроператора «Мультитур» по сравнению с доковидным 2019 и даже 2021 годом прирост объемов продаж речных круизов составил 30%. Такой же прирост озвучивают и в компании FUN&SUN (бывш. TUI Россия). У туроператора «Дельфин» в 2019 и 2021 гг. доля речных круизов в общем объеме продаж составляла не более 1%, а в этом году – уже 2,5%. Иными словами, рост составил более 100%.
О росте в несколько раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 и 2021 гг. говорят и представители туроператора ANEX Tour, при том, что подавляющая часть всех продаж компании приходится на Турцию. Представители туроператора PEGAS Touristik говорят о том, что объем продаж круизов по рекам России вырос (безусловно, с низкой базы), на 400% по сравнению с прошлым годом.
ПРИЧИНЫ РЕЧНОГО БУМА
Говоря о причинах такой динамики спроса, все опрошенные эксперты были едины во мнении – основными факторами послужили программа кешбэка и трудности с выездными направлениями. Как мы уже сообщали, две акции кешбэка этого года увеличили спрос на речные круизы минимум на треть. Это подтверждают и многопрофильные туроператоры – основной всплеск продаж они, как и круизные компании, отметили именно в период весенней акции. Так что эффект от кешбэка был для них более чем ощутим.
Впрочем, стоит напомнить, что действие акции распространялось на круизы со стартом до конца июня, т. е. сейчас идет последняя неделя путешествий с кешбэком. Но туристы распробовали круизы: спрос не снижается, и летние продажи идут достаточно равномерно. Этому, по словам экспертов, способствуют затруднения с выездом на отдых на множество популярных зарубежных летних направлений (прежде всего европейских). Выбор зарубежных морских круизов для наших соотечественников также оказался ограничен, хотя они по-прежнему доступны российским туристам.
РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ СИЛЬНО ПОМОЛОДЕЛИ
В FUN&SUN отмечают еще один любопытный тренд. Если раньше круизный отдых считался «возрастным», то в этом году он значительно «помолодел».
«В этом году на речные круизы у нас необычно много бронирований от семей с детьми от 2 до 15 лет. Кстати, на современных теплоходах есть детские клубы, с юными круизерами работают профессиональные аниматоры. Проводятся даже тематические круизы со специально разработанными программами, в том числе и по изучению иностранных языков. Также часто речной круиз выбирают молодые люди как свадебное путешествие или площадку для семейного праздника, например, для празднования дня рождения или юбилея», – рассказывают специалисты туроператора.
У молодых туристов при этом спросом пользуются как короткие круизы на 3 – 4 дня, так и длительные плавания – от недели и более.
ТУРИСТЫ ВЫБИРАЮТ НОВИЗНУ, БЕЗОПАСНОСТЬ И СКИДКИ
Впрочем, те российские туристы, которые выбирают речные круизы, не считают себя пострадавшими в этих условиях. «Многие туристы выбирают круизные маршруты с посещением городов Золотого кольца, круизы в Санкт-Петербург, Казань и т. д.», – рассказывает Маргарита Назарова, заместитель генерального директора туроператора «Мультитур». Она отмечает, что туристов в круизах привлекает новизна, вариативность маршрутов, относительно небольшие расстояния от дома и безопасность.
«Речные круизы позволяют выбрать маршруты самой разной географии, продолжительности и цены из разных портов Европейской части России – от 3-дневного круиза выходного дня до протяженного маршрута в 21 день от Москвы до Астрахани», – подчеркивают в «Дельфине». Эксперты отмечают, что туристам нравится и сам принцип организации речного путешествия – комфортное размещение, качественное трехразовое питание, анимация и экскурсионные программы – фактически «все включено на воде».
Все это часто избавляет их от дополнительных трат, которые неизбежно приходится закладывать в бюджет отдыха «на суше». К тому же в отличие от многих отелей и пансионатов в речных круизах почти всегда можно получить скидки для детей, пенсионеров, молодоженов, сотрудников силовых структур и т. д. Туристам в этом году есть из чего выбирать – многие многопрофильные компании значительно расширили линейку своих предложений по речным маршрутам. Есть выбор и по уровню круизов: от бюджетных до люкса.
«У нас появились новые круизы премиального сегмента Volga Dream и добавлены новые круизы с отправлением из 7 городов, хотя в прошлом году были только Москва и Санкт-Петербург», – рассказали в компании ANEX Tour. Теперь туристам ANEX Tour, помимо обеих столиц, доступны новые маршруты из Астрахани, Казани, Нижнего Новгорода, Перми и Ростова-на-Дону.
СРЕДНЯЯ СТОИМОСТЬ И ПОПУЛЯРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Как отмечают эксперты, наибольшей популярностью сейчас пользуются короткие круизы или туры выходного дня. ТОП-3 у «Мультитура» в этом сезоне – это круизы выходного дня:
- Москва – Тверь – Москва, 3 дня/2 ночи;
- Санкт-Петербург – Валаам – Соловки – Петрозаводск от 5 дней/4 ночей;
- Казань – Самара – Казань, 4 дня/3 ночи.
У ANEX Tour наиболее востребованным круизным маршрутом остаются варианты круизов по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Москва, среди них особенно высок спрос на круизы с посещением Кижи и Валаама.
В компании PEGAS Touristik лучше всего покупают в этом сезоне круизы по городам Золотого Кольца и из Москвы в Петербург.
У FUN&SUN в лидерах спроса круизы из Москвы в Петербург с заходом на Валаам, а также шестидневные круизы по городам Поволжья (например, Казань – Чебоксары – Нижний Новгород – Кострома – Ярославль – Углич – Москва, 5 ночей).
СРЕДНИЙ ЧЕК НА РЕЧНЫЕ КРУИЗЫ ВЫРОС В ПРЕДЕЛАХ 17%
Туристы рассматривают в первую очередь бюджетные предложения и двухместные каюты с удобствами на средней или шлюпочной палубах. Если говорить о цене, то она выросла по сравнению с 2019 и 2021 гг. примерно на 15-30%. Правда, ряд компаний отмечает, что увеличение среднего чека произошло в основном за счет расширения списка маршрутов и увеличения продолжительности заездов, а не стоимости круизного дня.
Так, у «Дельфина» средний чек по речным круизам составляет сейчас около 21 тыс. р. на человека, в 2021 году он был 18 тыс. р., в 2019-м – 14,5 тыс. р. В «Мультитуре» средний чек составляет 30 тыс. р. на человека при трехразовом питании. В ANEX Tour в основном востребованы короткие круизы – средний чек 8-9 тыс. р. на человека в сутки при полном пансионе и включенных экскурсиях. У PEGAS Touristik и FUN&SUN покупают более длинные круизы – здесь средний чек речного круиза этим летом порядка 60 тыс. р. на человека.
ПЛАНЫ НА БУДУЩИЙ ГОД: БУДУТ ЭКСКЛЮЗИВЫ
Поскольку продажи речных круизов сезона 2023 года уже открыты и идут достаточно активно, «не-круизные» туроператоры выстраивают и собственные планы на будущий год. У всех планируется увеличение ассортимента продукта, привлечение к сотрудничеству новых круизных компаний и даже внутренние изменения по штату там, где это необходимо.
PEGAS Touristik, например, планирует расширить географию круизов и предлагать круизы со стартом не только из Москвы, но и из других городов, а также думает расширить ассортимент, добавив круизы по Байкалу и рекам России.
Есть и более глобальные планы в условиях возрастающей конкуренции. Туроператор «Дельфин», например, рассказал, что рассматривает возможность формирования некоего эксклюзивного продукта на рынке речных круизов в 2023 году. Деталей эксперты туроператора пока не раскрывают, но очевидно, что анонсируют их уже в достаточно близкой перспективе.
«Вестник АТОР»