Грузопассажирский паром Megastar оператора Tallink Silja 5 апреля совершил навал на причал в порту Хельсинки, передало финское издание Yle. Отмечается, что инцидент произошел вследствие сильного порыва ветра. Пострадавших нет, однако лайнер получил незначительные повреждения. Интересно, что в момент происшествия на борту находились пассажиры, но большинство из них даже не заметили столкновения. Тем не менее, после осмотра судна инспекторами, было принято решение отправить паром в рейс до эстонского порта Таллин. Megastar построен на верфи Meyer Turku в Финляндии по заказу компании Tallink в 2017 году. Судно осуществляет морские перевозки по маршруту Хельсинки — Таллин.
Другой круизный лайнер с около 1,5 тыс. пассажирами со 2 апреля не мог покинуть порт Барселоны из-за присутствия на борту граждан Боливии, которые, как предполагалось, путешествовали по поддельным визам. Как сообщила газета El Pais, судно, имя которого не называется, принадлежит итальянской круизной компании MSC Cruises. Проблемы с документами у 69 боливийцев, среди которых 14 несовершеннолетних, были обнаружены, когда лайнер уже покинул Бразилию. Конечным пунктом назначения судна была Италия. Хотя теплоходу не запрещалось продолжить путь, он оставался в барселонском порту. Испанские власти хотели, чтобы оператор взяла на себя ответственность за возвращение боливийцев на родину. Отмечается также, что полиция не разрешила пассажирам сойти на берег.
К урегулированию ситуации подключилось посольство Боливии в Испании. После чего круизный лайнер 4 апреля отплыл в Италию, куда прибыл 8 апреля. Произошло это после того, как с борта были сняты все нелегалы, сообщило новостное агентство Europa Press. По его информации, группа боливийцев сошла на берег и должна была следовать иммиграционному процессу, установленному законом. Людей разместили в транзитной зоне, где для них была организована медицинская помощь, а также предоставлено питание. Отмечалось, что иммиграционные формальности будут выполнены в срочном порядке.
Круизный лайнер Ambience 5 апреля столкнулся с грузовым судном в акватории порта южноафриканского города Кейптаун. Об этом сообщили информагентства ЮАР. По их данным, пассажирское судно, способное принять на борт 1,4 тыс. туристов, при сильном ветре налетело на пришвартованный контейнеровоз Grey Fox. Оба теплохода получили повреждения, но утечки топлива при этом нет. Также нет травм ни у пассажиров, ни у членов экипажа, отмечает пресс-служба британской компания Ambassador Cruise Line, которая владеет круизным судном. По ее данным сразу после случившегося лайнер находился в безопасности рядом с пассажирским терминалом, проводилась оценка нанесенного ущерба. По информации, судно с путешественниками за три дня до столкновения вышло из другого южноафриканского города Дурбан.
И еще одно громкое зарубежное происшествие, точнее трагедия, и на этот раз речная. В Центрально-африканской республики 20 апреля по меньшей мере 60 человек погибли при крушении деревянного судна на реке Мпоко вблизи Банги – столицы ЦАР. По информации радиостанция RFI, на теплоходе находились около 300 человек, включая женщин и детей, которые направлялись на похороны. Удалось спасти около 100 человек, и поиски пропавших без вести на момент поступления информации продолжались. Очевидцы передают, что судно практически разломилось пополам после того, как вышло из порта и достигло середины реки. Власти считают, что причиной кораблекрушения стало значительное превышение придельного числа пассажиров на борту.
Возвращаемся в нашу страну. Два случая возгорания небольших пассажирских судов зафиксировано в начале месяца, хотя и в разных местах. Вечером 3 апреля в Санкт-Петербурге неожиданно вспыхнула яхта «Лаймарита», находившаяся под мостом Александра Невского на зимнем отстое. Об этом около девяти часов вечера очевидцы сообщили на пульт дежурной службы. Судно имеет длину 28,5 метров и ширину 4,4 метра, а огненная стихия заняла на его борту порядка 5 кв.м. На место оперативно прибыли спасатели, в тушении участвовали 28 сотрудников МЧС и пять единиц техники. Примерно за 40 минут они смогли полностью потушить пожар. При этом никто не пострадал. Специалисты выяснили, что источник возгорания находился в каюте капитана.
Далее, утром 8 апреля в речном порту Тольятти загорелся прогулочный теплоход «Империя», стоявший у третьего причала. По прибытии пожарной команды установлено, что в машинном отделении судна сильное задымление, а огонь распространился на площади 200 кв. м, горели каюты на двух палубах. На месте происшествия работал 61 специалист и 18 единиц техники. Пожарные справились с возгоранием менее чем за три часа. В результате пожара произошло частичное затопление носовой части судна. Поэтому была произведена откачка воды из трюма и предприняты меры для предотвращения разлива нефтепродуктов, сообщила Приволжская транспортная прокуратура. На судне находились два члена экипажа, которые не пострадали и их эвакуация не проводилась
Санкт-Петербургская транспортная прокуратура проводит проверку исполнения законодательства о безопасности плавания в связи с посадкой на мель 10 апреля маломерного судна «Остров-100» около Яхтенного моста. Об этом сообщила пресс-служба надзорного ведомства. Ранее судно находилось на стоянке речного яхт-клуба. Причины происшествия устанавливаются. Пострадавших и разлива нефтепродуктов нет.
Аэролодка с 5 пассажирами на борту опрокинулась в ходе движения по акватории озера Байкал. Произошло это в 4 км от поселка Большое Голоустное Иркутской области вечером 16 апреля. После падения в воду два пассажира утонули. Причина и обстоятельства происшествия устанавливаются, сообщается в телеграм-канале Восточного межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ. Проводилась доследственная проверка по признакам преступления, трактуемого как нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.
Пассажирский теплоход «Лотос» с 48 пассажирами и 4 члена экипажа на борту 22 апреля неожиданно встал на якорь у острова Попова во Владивостоке. Как сообщает пресс-служба Дальневосточной транспортной прокуратуры, произошло это при следовании с острова Рейнеке. Причина остановки - техническая неисправность судна. В результате происшествия никто не пострадал, судно не повреждено. Судовладельцем были организованы ремонтные работы. Теплоход «Лотос» - порт приписки «Находка», построен в 1985 году в Японии. Длина судна 22,7 м, ширина — 5,2 м, осадка — 1,4 м, скорость — 14 узлов, количество палуб — 2, пассажировместимость — 156 человек.
Надо отметить, к территории Владивостока кроме острова Русский, который с 2012 года соединен с континентом мостом, относятся также острова Рейнеке, Попова и полуостров Песчаный, расположенный на противоположном берегу Амурского залива. В общей сложности в этих населенных пунктах проживает около 2 тыс. жителей. Прокуратура контролирует фактическую доставку пассажиров до места назначения.
И в заключении вспомним два прежних случая, правовая оценка которым была дана в прошлом месяце. Так, 18 апреля суд на Ямале вынес приговор 42-летнему местному жителю, признав его виновным в нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, что повлекло смерть человека по неосторожности. Как установило следствие, осужденный днем 29 июля 2022 года, управляя незарегистрированным маломерным судном «Амур-М», не выбрал безопасную скоростью движения по реке и не обеспечил нахождение пассажиров на судне в спасательных жилетах. В результате на 492,5 км реки Малая Объ вниз по течению через протоку Сыня от села Новый Киеват Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) он допустил опрокидывание маломерного судна, из-за чего 49-летняя пассажирка, оказавшись в воде, утонула.
И 25 апреля в Мурманской области осужден второй помощник капитана сухогруза «Валерий Харламов» за нарушение правил безопасности, повлекшее смерть человека. Приговор по уголовному делу вынес Кольский районный суд, сообщила пресс-служба Северо-Западной транспортной прокуратуры. Суд установил, что в мае 2021 года второй помощник капитана, управляя сухогрузом в Баренцевом море, нарушил правила безопасности и допустил столкновение с маломерным судном «Ротан Р 520». В результате происшествия, судоводитель маломерного судна оказался в воде и погиб. Второму помощнику капитана сухогруза назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год 6 месяцев. При этом лишение свободы заменено на принудительные работы на тот же срок с ежемесячным удержанием 10% из заработной платы осужденного в доход государства.
Подготовил Андрей Алексеев