Россияне всегда поддерживали морской транспорт
Минэкономразвития ждет роста пассажирских перевозок в РФ морским транспортом в 2025 году вдвое, до 3,3 млн человек, следует из прогноза социально-экономического развития РФ на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов, подготовленного ведомством. К 2028 году показатель может вырасти втрое, до 4,6 млн человек. В 2024 г. объем перевозок пассажиров морским транспортом снизился почти в 2 раза к уровню 2023 г. и составил 1,6 млн человек. И это на фоне закрытия для гражданского судоходства ряда районов в Азовском и Черном морях и отказа зарубежных круизных компаний от посещения российских портов в Черном и Балтийском морях. «В 2025 году складывается положительная динамика в области перевозок пассажиров морским транспортом. В целом за 2025 год объем перевозок пассажиров морским транспортом оценивается в 3,3 млн человек», – говорится в прогнозе. По данным Росстата, объем перевозок пассажиров в январе – июле 2025 г. вырос в 3,9 раза и составил 2,9 млн человек. Власти РФ рассчитывают, что положительное влияние, оказываемое развитием инфраструктуры и флота, круизного туризма, в том числе судоходных маршрутов и повышение уровня комфортабельности судов сохранится.
В Мариуполе создадут мультимодальный пассажирский узел
Единый транспортный узел, который будет включать пассажирский морской порт, автовокзал и железнодорожный вокзал, планируется создать в Мариуполе, сообщил мэр города Антон Кольцов. «Логично, чтобы был не только промышленный порт, но и с другой стороны железнодорожного вокзала - пассажирский порт. Это все будет таким единым транспортно-пересадочным узлом», - сказал он. При этом, как отметил городской глава, железнодорожный вокзал был полностью восстановлен после боевых действий. «Его вместительность увеличилась существенно по сравнению с теми параметрами, которые были до СВО. Это ультрасовременное здание, цифровое, с замечательными залами, в том числе и для матери с ребенком, и бизнес-зал, и даже есть гостиничные номера». «К сожалению, пока эта инфраструктура не заполнена, потому что на сегодняшний день один у нас маршрут электрички, который работает, это «Мариуполь – Волноваха». Она ходит два раза в день, пользуется определенным спросом. На сегодняшний день это один маршрут. Это продиктовано вопросами безопасности. Как только позволит оперативная ситуация, количество маршрутов будет увеличиваться», - добавил мэр.
Месяц навигации «Кометы» между Сухумом и Сочи
Судно на подводных крыльях (СПК) «Комета 120М» перевезло за время навигации между Сухумом и Сочи до 800 пассажиров. Об этом сообщила пресс-служба Абхазского морского пароходства. Тестовый рейс судна «Космонавт Павел Попович» в Сухум состоялся 6 августа, а с 30 августа «Комета» ходила по водной линии раз в неделю. На скоростном судне по маршруту Сочи — Сухум — Сочи навигация завершилась в соответствии с планом на 2025 год. «Комета» курсировала еженедельно по пятницам. Всего было выполнено 4 круговых рейса. Причем, завершающий состоялся 26 сентября. Перевезено 798 пассажиров, говорится в сообщении. Отмечается, что все рейсы прошли практически с полной загрузкой, и это говорит о высоком спросе на направление.
По Персидскому заливу на лайнерах Celestyal и MSC
Безвизовые круизы по Персидскому заливу сезона «Зима 2025 – 2026» из Катара и ОАЭ на лайнерах Celestyal Journey 4*, Celestyal Discovery 4* и MSC Euribia 5* круизных компаний Celestyal Cruises и MSC Cruises. Для отдыха в регионе Персидского залива российским гражданам не нужны визы, достаточно действующего еще 6 месяцев на момент окончания путешествия загранпаспорта. Остается только выбрать круиз или круизный тур, забронировать его и отправиться в морское путешествие. На разных сайтах представлены различные предложения, вот некоторые из них. На лайнере Celestyal Discovery 4* на 3, 4 или 7 ночей – от 334 у.е. с человека. Начало навигации 12.12.25, круизы из Дубая или Абу-Даби. На лайнере Celestyal Journey 4* на 7 ночей от 691 у.е. Путешествия стартуют с 06.12.25, туры из Дубая, Дохи или Абу-Даби. И на лайнере MSC Euribia 5* на 5, 6 или 7 ночей от 777 у.е. с человека. Начало с 08.11.25, отправление тоже из Дубая, Дохи или Абу-Даби.
Судно «Профессор Молчанов» выполнило на Шпицберген 5 рейсов
Научно-исследовательское судно (НИС) «Профессор Молчанов» по итогам четырех круговых рейсов из Мурманска на Шпицберген перевезло в навигацию 2025 года свыше 200 пассажиров. Об этом рассказал генеральный директор ФГУП «Государственный трест «Арктикуголь» Ильдар Неверов. Он уточнил, что помимо туристов на архипелаг были доставлены ученые, сотрудники треста и их родственники. Последний в этом году пятый рейс стартовал 24 сентября. По словам Ильдара Неверова, сегодня 65% выручки треста обеспечивает именно туризм, а также содействие научным организациям, работающим на Шпицбергене. При этом на 2026 год запланировано уже 10 оборотных рейсов – вдвое больше. Старт навигации будет дан ориентировочно в марте, когда закончится полярная ночь. На следующий год нужно еще одно судно, большей вместимости, а также маленькие лодки, чтобы развозить туристов между поселками в радиусе 100 миль, считает генеральный директор предприятия. Напомним, первый за последние 10 лет рейс из Мурманска в Баренцбург состоялся в начале июня. Он был организован трестом «Арктикуголь» и экспедиционным центром «Морская практика» при поддержке правительства Мурманской области.
Завершилась реставрация подводной лодки «Нептун»
Реставрацию экскурсионной подводной лодки «Нептун» провели в музейном комплексе в Верхней Пышме. Об этом «Интерфаксу» сообщили в пресс-службе учреждения. Экспонат прибыл из Северодвинска год назад — в конце сентября прошлого года. Подлодку начали строить в ноябре 1989 года, спустили на воду в сентябре 1990-го, а в эксплуатацию ввели в ноябре 1992 года. Подводная лодка «Нептун» была создана на Севмаше в единственном экземпляре. Свое первое погружение она совершила в районе Соловецких островов в акватории Белого моря. Затем были испытания и подводные экскурсии в Карибском море. Туристическая субмарина, рассчитанная на 44 туриста, по техническим характеристикам превосходила зарубежные аналоги того времени благодаря пульту управления на базе полупроводниковых электронно-вычислительных машин. В 2012 году «Нептун» признали памятником науки и техники.
Для Азово-Черноморского бассейна необходимы паромы
На рынок пассажирских перевозок в Азовском и Черном море могут выйти катамараны, однако региону в перспективе нужны большие суда, способные перевозить как туристов, так и автомобили. Такое мнение в ходе международной выставки и конференции «Нева-2025» высказал генеральный директор судоходной компании «Нева Тревел» Юрий Набатов. «Помимо Санкт-Петербурга, где мы работаем 30 лет, мы рассматриваем южные регионы. На данный момент здесь могут работать суда катамаранного типа на коротких маршрутах. Например, между Сочи и Сириусом или между Ялтой и Евпаторией. Однако перспективы — за судами большего размера, возможно, формата Ro-Pax, вмещающими 20-25 автомобилей, способными работать на длинных маршрутах, иметь соответствующие мореходные качества и уровень комфорта. Такие суда востребованы, их нужно начинать проектировать», — сказал он. Прогнозы выхода на южный рынок компания «Нева Тревел» делает на основе опыта строительства и эксплуатации катамаранов на севере страны.
Курсирование беспилотных судов в России скоро начнётся
Эксперименты по курсированию беспилотных судов будут продолжаться еще несколько лет, активное же курсирование таких судов начнется в течение пяти лет. Об этом сообщил министр транспорта РФ Андрей Никитин. «Это выгодно, экономически целесообразно, но технология еще не дозрела. Я думаю, что сейчас будут несколько лет проводиться какие-то опытные вещи, но точно мы к этому придем. Беспилотное движение судов как таковое у нас появится в течение пяти лет ближайших», - рассказал министр. Он добавил, что до курсирования беспилотников на Северном морском пути «мы дойдем». «Но определенные эксперименты по беспилотным судам не такого, конечно, класса, но тем не менее уже с грузом проводятся на Сахалине», - отметил Андрей Никитин.
Подготовил Андрей Алексеев







