Пермские круизные операторы уже почти завершили свою далеко не самую лучшую навигацию. Как и по всей центральной России, реализации их речных путешествий в первой половине лета серьезно мешала погода – холодная и дождливая. Но вот к началу августа теплых и по-настоящему жарких дней стало несравнимо больше. Тем не менее, трудностей в работе по-прежнему хватало. Чаще всего от представителей компаний приходилось слышать жалобы на турецкие курорты и обеднение населения – именно эти факторы в нынешнем году, и не только в Перми, не давали спокойной жизни речным туркомпаниям.
Кроме того, определенное напряжение на круизный рынок Перми, считают его участники, внесли теплоходы, вновь начавшие работать в нынешнюю навигацию. Речь идет о трехпалубниках «Н.В. Гоголь» и «Павел Бажов». Благодаря именно их приходу, считает ряд экспертов, пассажирских судов в регионе стал явный переизбыток. И как следствие, заметно возросла конкуренция, началось резкое снижение тарифов, а то и откровенный демпинг. Клиентов же при этом больше не стало, сетуют участники рынка. Скорее даже наоборот: круизные туристы – самые, пожалуй, верные своему виду отдыха люди, пусть и не ушли, но стали отправляться в менее продолжительные, а значит и более дешевые туры.
Сегодняшний круизный флот на Каме
В навигацию-2017 «ВолгаWolga» – крупнейшая круизная компания Перми, впервые оперировала четырьмя теплоходами: трехпалубными «Капитан Пушкарев» (проект 26-37), «Павел Бажов» и «Михаил Кутузов» (оба проект 588), а также четырехпалубным «Владимиром Маяковским» (проект 301). Наибольшим спросом у клиентов компании в текущем сезоне пользовался именно этот, самый большой и наиболее комфортабельный лайнер. Менее всего оказался востребован «Павел Бажов», вышедший на речные просторы в этом году после некоторого перерыва в работе.
Под знаменами туроператора «Кама-Трэвел» в навигацию-2017 вышли, тоже впервые, два теплохода. Это – трехпалубные «Козьма Минин» и «Н.В. Гоголь» проекта 588. Была проделана огромную работа, сообщили в компании, чтобы второй теплоход – «Гоголь», соответствовал высокому уровню качества предлагаемого турпродукта. Как сообщают в «Кама-Трэвел», они не рассчитывали на полную загрузку этого судна в его первой навигации, хотя постоянные туристы и давние поклонники «Гоголя» проявили к нему значительный интерес. Как результат, его загрузка варьировалась от 70% в начале сезона до 92% в разгар навигации. Тем не менее, «Н.В.Гоголь» завершит навигацию раньше заявленного срока – 17 сентября, а «Козьма Минин» – 27 сентября. Как считают в компании, главная задача – завоевать доверие к новому продукту, была выполнена: «Н.В.Гоголь» нашел своею аудиторию, поэтому в следующем году на него ожидают значительный приток туристов.
Кроме того, с одним круизным судном на пермском рынке в навигацию-2017 работали три компании: «Кубань» (теплоход «Александр Фадеев», проект 588), «Круизный флот «Русич» («Родная Русь», проект 26-37), «Ин Тур Бюро» («Урал», проект 588).
Когда продажи не особо радуют
Как рассказали в компании «ВолгаWolga», продажи их водных туров буквально оборвалась в конце апреля – начале мая. Резкий спад заставил оператора ввести скидки на всех представленных им маршрутах. Уровень реализации удалось выправить только в июне, и то лишь после того, сообщила коммерческий директор компании Екатерина Федорова, как были введены значительные дисконты, составившие от 10% до 30% прежней цены. По тому же пути, по ее словам, пошли и другие речные компании региона.
Безусловно, погода также внесла свои малоприятные коррективы в уровень продаж. Затянувшиеся холода и дожди заставили понервничать всех пермских операторов. В сравнении с прошлым годом, отмечают в компании «Кама-Трэвел», спрос на круизы в мае-июне оказался на 15-20% ниже. К середине лета ситуация выровнялась, однако 100% загрузки каждого рейса, как было в июле-августе 2016-го, так и не случилось.
Несмотря на трудный сезон, сообщила директор туроператора «Кубань» Анна Гуляева, резкого спада реализации не наблюдалось. Серьезную помощь при этом круизной компании оказали прежние наработки, и прежде всего постоянные клиенты. Лето «Кубань» отходила с хорошими показателями, поскольку в июле и августе её теплоход «Александр Фадеев» практически в каждый рейс отправлялся с полной загрузкой. В то же время, на пермском рынке речных круизов в этом сезоне резко возросло число тарифных акций. В связи с чем, сообщила нам Гуляева, ее компания тоже была вынуждена снижать свои расценки, хотя и старалась опускать их не более чем на 10%.
То, что текущая круизная навигация проходила не намного хуже прошлогодней, считает и заместитель директора пермской компании «Ин Тур Бюро» Константин Клецков. Определенное проседание, по его словам, наблюдалось в июне, реализовать тогда удавалось на 10-15% туров меньше, чем годом ранее. Начиная же с июля, отметил он, «продавалось уже практически всё».
Маршруты, которые выбирали клиенты
У компании «ВолгаWolga» заметно пострадали в нынешнем году длительные волжские рейсы продолжительностью 16-19 дней, причем направлением как на север – до Санкт-Петербурга, так и на юг – до Астрахани. Их пришлось даже дробить на короткие участки. Более-менее продавались у оператора 5-8-дневые туры по Каме и Волге. Круизов выходного дня было заявлено немного, и они практически кассу не делали.
В компании «Кама-Трэвел» активно шли продажи коротких недельных туров и круизов конца недели. В Казань, Чайковский и Березники теплоходы уходили полные, и любая погода отдыхающим была не помеха. В то же время на маршрутах средней продолжительности, от 8 до 10 дней, до Самары, Саратова и Нижнего Новгорода недогруз оператора составлял около 20%. Неизменно высоким спросом в «Кама-Трэвел» пользовались длинные рейсы – в Ростов-на-Дону, Ярославль и Астрахань, которые в большей степени приобретаются заранее, в период раннего бронирования. При этом, как отметили в компании, в этом году туристы чаще обычного сетовали на отсутствие больших отпусков, из-за чего длинные рейсы оставались для многих из них недоступны.
А вот пассажиры теплохода «Фадеев» выбирали как продолжительные туры – 15-дневные до Астрахани, 11-дневные до Ярославля, так и менее длительные – до Волгограда, Казани или Нижнего Новгорода, а также круизы выходного дня до Чайковского. Тем не менее, в начале навигации заполняемость судна все равно упала, в сравнении с прошлогодней, на 15-20%.
Теплоход «Родная Русь» пермской компании «Круизный флот «Русич» уже не первый сезон подряд выполняет из Перми круговые круизные рейсы по маршрутам до Березников (3 дня) и Нижнего Новгорода (12-13 дней). Однако, сообщил исполнительный директор компании Антон Нешатаев, в нынешнем году эта достаточно интересная программа не пользовалась спросом, поскольку весьма продолжительная, а, следовательно, недешевая. А для жителей региона, считает он, определяющим фактором круизного продукта по-прежнему является его цена.
Наибольшим спросом у пермских путешественников и гостей города, останавливавших свой выбор на судне «Урал» компании «Ин Тур Бюро», пользовались круизы длительностью 6-9 суток – до Казани, Саратова, а также наименее длительные – до Чайковского, продолжительностью 3 дня. Продолжительные же круизные рейсы заполнялись гораздо сложнее, к примеру, 15-дневный поход Пермь – Старочеркасская (Ростов-на-Дону) – Пермь, или же туры до Ярославля, Волгограда. «В целом же у нас меньше 220 туристов не было ни в одном рейсе», – сообщил топ-менеждер компании Константин Клецков. В то же время, навигация единственного теплохода оператора завершилась все же раньше установленного срока.
Немного об изменениях в следующей навигации
Пермские туроператоры открыли продажи на речную навигацию-2018 еще в августе. И как отмечают в компаниях, определенный интерес к ранним предложениям уже имеется. При этом отдельные круизные расписания несколько изменены. К примеру, «Кама-Трэвел» сделала акцент на непродолжительные рейсы. Но в любом случае, в предстоящую навигацию суда этого и других операторов вновь отправятся в речные походы разичной продолжительности до Казани, Самары, Чебоксар, Нижнего Новгорода, и, конечно, до Москвы, Ярославля, Астрахани и Волгограда.
В будущем сезоне «ВолгаWolga» может вывести на водные пути уже на один теплоход меньше. Причем, на прикол встанет не «Павел Бажов», не особо удачно стартовавший прошедшим летом, поскольку его запуск потребовал довольно значительных вложений, которые теперь надо «отбивать». Не исключено, что «ВолгаWolga» откажется от фрахта «Капитана Пушкарева», владельцем которого является самарский оператор «Волга-Плес».
Кроме того, руководство компании «Круизный флот «Русич» приняло решение перебазировать свое судно из Перми в Ярославль и Нижний Новгород. Причем, в Ярославле особую ставку «Русич» делает на московских туристов, для которых даже планируется организовать бесплатную автобусную перевозку к месту посадки-высадки. Предусмотрены и заходы непосредственно в Москву. Из этих портов трехдек «Родная Русь» отправится как в короткие круизы продолжительностью 3-5 дней, так и в более длительные походы вниз по Волге. И во всех портах предусматриваются допосадки пассажиров. Намечены, конечно же, и туры на Каму, в Пермь, но в этот город теплоход совершит лишь 5 заходов за сезон.
Игорь Горностаев