Навигация прошлого года по ряду объективных причин оказалась далеко не самой лучшей для операторов речных круизов Перми. Примерно тоже самое можно сказать и о нынешнем сезоне. Но в этот раз в деятельность всех без исключения российских организаторов водных туров, и не только их, серьезный диссонанс внесла уже субъективная причина под названием «судовое топливо». Вернее, цена на него, внезапно подскочившая в начале сезона на 40 и более процентов.
Тем не менее, пермские круизные компании, как и их коллеги из других регионов страны, работу продолжили, более того, никто из них не сократил ранее заявленные навигационные сроки. По крайней мере, не объявил об этом к настоящему времени. Но лето подходит к концу, а осенью спрос на речные путешествия традиционно падает. И пусть завершение работ всех пермских теплоходов намечено на середину либо 20-е числа сентября, вопрос их загрузки как никогда остро стоит сейчас перед их владельцами и фрахтователями.
Компании и их водные маршруты
Круизная компания «ВолгаWolga» остается крупнейшим речным оператором Перми, а значит и всего камского водного бассейна. Хотя в нынешнем году она управляет не четырьмя, как год назад, а тремя теплоходами: «Павел Бажов» и «Михаил Кутузов», а также более молодым четырехпалубным «Владимиром Маяковским» (проект 301). Другой местный оператор «Кама-Трэвел» оперирует, как и год назад, теплоходами «Козьма Минин» и «Н.В. Гоголь». И по одному пассажирскому судну вновь находятся в управлении у двух круизных компаний, также базирующихся в Перми: «Ин Тур Бюро» работает с теплоходом «Урал», а «Кубань» – с «Александром Фадеевым». Таков круизный флот региона, представленный, за исключением «Маяковского», трехпалубными судами проекта 588.
В нынешнем сезоне теплоход «Михаил Кутузов» компании «ВолгаWolga» ходит из Перми на Северо-Запад. При этом ни в одну из двух российских столиц в текущую навигацию он не зайдет, а вот в обратную от них сторону – до Астрахани, отправится в сентябре, во время своего 15-суточное путешествия. Завершится же круизная программа «Кутузова» в конце того же месяца. Другое судно компании, «Павел Бажов», в начале навигации возил туристов до Волгограда и Астрахани. Затем отправился по 8-дневному «камско-волжскому треугольнику» «Пермь – Казань – Самара – Пермь» с заходом в Булгар. В августе он дошел до Москвы, после чего вновь вернулся на наезженный «треугольник». Завершит «Бажов» сезон круизом до Волгограда.
Наиболее комфортабельный речной лайнер «Владимир Маяковский» в июне брал курс из Перми на Санкт-Петербург и Ярославль. В июле-сентябре он отправился в 12-14 суточные переходы до Волгограда и Астрахани, 6-8 суточные – до Самары, Казани, Саратова, 2-суточные – до Березников и Чайковского. Основными клиентами «ВолгаWolga», более 60%, являются жители Пермского края и близлежащих регионов. Кроме того, оператор производит допосадку пассажиров практически в каждом порту захода.
Теплоходы «Козьма Минин» и «Н.В. Гоголь» компании «Кама-Трэвел» в текущей навигации отправлялись в экскурсионные круизы до Ярославля и Нижнего Новгорода, выполняли рейсы в Астрахань и Волгоград. Они также осуществляют недельные туры до Казани, Самары, Чебоксар и круизы выходного дня. Самым протяженным стал маршрут в Москву, продолжавшийся 15 дней. Интересно, что в столицу суда оператора не ходили уже несколько лет.
В отличие от других участников рынка, теплоходы «Кама-Трэвел» ходят по круговым маршрутам из базового пермского порта, не подсаживая туристов в городах захода. Клиентская аудитория компании ограничена Пермским краем, Свердловской областью и, в меньшей степени, Челябинском. Чтобы отдых на борту был доступен каждому по цене и времени, сообщила директор компании Марина Осташова, акцент в расписании сделан на туры продолжительностью 6-8 дней.
Теплоход «Урал», обслуживаемый «Ин Тур Бюро», выполняет камско-волжские круизы средней продолжительности до Казани (6 дней), Тольятти (7 дней), Саратова (9 дней), и ходит, либо еще пойдет, в длительные походы до Волгограда (11 дней) и Астрахани (13 дней). Круизное судно «Александр Фадеев» компании «Кубань» выходит примерно на те же направления: в продолжительные туры – 15-дневные до Астрахани и 11-дневные до Ярославля, менее длительные – до Казани или Нижнего Новгорода, а также в круизы выходного дня. В нынешнем сезоне оно не пошло в Санкт-Петербург, куда регулярно прибывает раз в два года, зато отправилось в Старочеркасск, где появляется также через год.
Участников рынка становится меньше
Нужно сказать и еще об одном операторе, тоже имеющим глубокие пермские корни. Это – «Круизный флот «Русич». В навигацию 2018 года компания принципиально изменила движение своего трехпалубного теплохода «Родная Русь» (проект 26-37), сменив заодно и основных потребителей его продукта. Прежде судно три года подряд ходил по круговому камско-волжскому речному маршруту Пермь – Березняки – Нижний Новгород – Пермь, обслуживая местный и прилегающие регионы. Теперь же оно перебазировалось на Волгу и начало выполнять рейсы с расчетом, прежде всего, на московскую публику.
Прежний круизный тур компании оказался попросту невостребованным, хотя и был достаточно интересным, отмечают его участники. Впрочем, «Родная Русь» вовсе не забыла родную Пермь. В текущем сезоне судно заходило сюда 4 раза, выполняя 15-и и 16-дневные круизные походы, опять же, из Москвы, поднимаясь, по старой памяти, до Березняков, но возвращаясь на этот раз в столицу. Как сообщила генеральный директор компании Татьяна Нешатаева, являющаяся также владельцем теплохода, замена круизного трафика полностью себя оправдала.
Другой, более комфортабельный теплоход оператора «Русь Великая» (проект РЕГК.002) традиционно обходит Пермь стороной, даже не планируя сюда заходы. Хотя это круизное судно ходит практически по всему волжскому бассейну, а также выходит в Белое море, точнее в его Двинскую губу, следуя до Архангельска, Соловков и на остров Кий.
Загрузка судов и объемы продаж
На всех судах компании «ВолгаWolga» в текущую навигацию достаточно высокая загрузка, заметно выше, чем в прошлом году, сообщила коммерческий директор «ВолгаWolga» Екатерина Федорова. Даже у «Павла Бажова», который неважно загружался в прошлом году после трех лет простоя. При этом, отмечают в компании, если трехпалубные суда приходится активно продвигать на потребительском рынке, то для «Маяковского» таких усилий не требуется, он, как заметила Федорова, «буквально сам себя продает». О более высокой, чем в прошлом году загрузке теплохода «Урал» сообщил и ведущий специалист отдела продаж «Ин Тур Бюро» Илья Дуляк.
А вот руководство туроператора «Кама-Трэвел», наоборот, считает, что спрос на круизном рынке Пермского региона в нынешнюю навигацию явно снизился. В самом начале сезона, сообщила глава компании Марина Осташова, пришлось даже побороться за туристов – капризная погода вносила свои коррективы в настроения речных путешественников. К августу ситуация выровнялась, но полной загрузки судов все равно нет. И тому есть несколько причин. В частности, теплоход «Н.В. Гоголь», который второй год ходит под флагом компании, еще только начинает укреплять свои позиции на рынке с концепцией «Первого семейного теплохода на Урале». Его начинают узнавать и рекомендовать, однако без стимулирующих мер не обходится.
Промежуточную, скажем так, позицию в оценке текущей навигации занимает директор туроператора «Кубань» Анна Гуляева. По ее словам, нынешняя загрузка «Александра Фадеева» вполне сопоставима с прошлогодней. Хотя тарифы на круизы у всех пермских компаний в ходе навигации и выросли примерно на 10-15%. В то же время, считает она, серьезную помощь операторам вновь – и уже в который раз, оказывают постоянные клиенты, которые несмотря ни на что продолжают отдавать предпочтение речным путешествиям.
Топливо повышает тарифы
Значительный рост цен на топливо не обошел стороной и пермских операторов. В связи с чем, финансовый результат текущей навигации наверняка окажется значительно ниже прошлогоднего, считают в «Кама-Трэвел». Раскупленные в период раннего бронирования по ценам прошлого года длительные круизы до Астрахани, Москвы и Ярославля не принесли ожидаемой прибыли. Да и в целом заметно снижение покупательской способности потребителей, о чем говорит хотя бы проседание интереса к наиболее дорогим комфортабельным каютам.
В то же время, в нынешнем году «Кама-Трэвел» начала продажи круизов 2019 года в апреле, явно еще до начала топливного кризиса. Наверняка в дальнейшем компании пришлось корректировать свои уже опубликованные тарифы. Реализация речных туров следующего года у других операторов пермского рынка стартовала гораздо позднее, а «Кубань» еще только готовится приступить к ней в начале сентября. Продажи компании «ВолгаWolga» начались сравнительно недавно, 8 августа, и открыты еще не во всех регионах. В сравнении с прошлым годом цены круизного перевозчика выросли на 12-15%.
При этом введены определенные льготы для раннего бронирования. Так, до конца августа скидка от базового тарифа составляет 16%, так что путевка стоит даже немного дешевле, чем год назад. В дальнейшем ежемесячно и вплоть до конца декабря цены будут увеличиваться на 1-2%. И к началу следующего года, говорит Екатерина Федорова, общий рост составит, скорее всего, 6-8%. А что дальше – будет видно. Тоже самое можно пока сказать и об всей отрасли российских речных круизов.
Игорь Горностаев