Рост турпотока на 30% и значительные изменения в структуре спроса – главные итоги круизного сезона, по мнению экспертов. Узнали про новые точки притяжения, потребности регионов, цены и топовые предложения. А также о том, как внутренние туристы «вытянули» круизную отрасль и что ждут туроператоры от навигации 2023 года.
РОСТ РЕЧНОГО КРУИЗНОГО ТУРПОТОКА В 2022 Г. СОСТАВИЛ 30%
Круизный сезон 2022 г., по мнению экспертов, стал во многом рекордным в современной России. По сравнению с 2021 г. рост турпотока составил порядка 25-30%, а общее количество туристов на реках России приблизилось к допандемийным показателям. Многие теплоходы были забронированы на 80% уже в середине сезона, и найти свободные места даже на осенних рейсах было трудно.
Среди прочих, в т.ч. и геополитических причин, весомую роль в этом успехе сыграл туристический кешбэк. По мнению экспертов, каждая новая волна этой акции увеличивала количество бронирований еще на 30%, приводя в отрасль большое количество «новичков».
При этом важно отметить, что практически все туристы сейчас – это граждане России, хотя в доковидные времена существенную долю (более трети) в речном круизном турпотоке составляли иностранцы.
Так, согласно данным компании «ВодоходЪ», в 2022 г. в круизы по линии этой компании отправилось 120 197 человек, что на 30% больше, чем в 2021 г. А если сравнивать с 2018 г., то тогда пассажиропоток составил более 130 тыс. человек, из которых 36% приходилось на иностранных туристов. Таким образом, российский сегмент в 2022 г. уже перекрыл аналогичные показатели в доковидный период.
Но, несмотря на активный рост пассажиропотока, говорить о восстановлении речного круизного рынка пока рано.
Количество теплоходов, задействованных в навигации 2022 г., так и не достигло доковидного уровня: из 26 круизных судов компании «ВодоходЪ» в этом году работало только 19, из 14 теплоходов компании «Мостурфлот» в рейсы вышло 11, а у вернувшейся на внутренний российский рынок компании «Донинтурфлот» круизами занималось 5 лайнеров из 11.
СПРОС ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЛИ «НОВИЧКИ»
Активный приток новичков в круизную отрасль, который начался 3 года назад, во многом определил и структуру спроса. Выразилось это в 2022 году в увеличении количества коротких круизов, которые новые клиенты брали «на пробу».
«Самыми популярными в этом году были рейсы продолжительностью до 5 дней и недельные круизы по Волге. Для сравнения, когда было много иностранцев, их путешествие начиналось от 12 дней с длительной стоянкой в обеих столицах», – отмечает Светлана Гончарова, директор по развитию круизной компании «Мостурфлот».
Она подчеркивает, что, именно этот сегмент и дает существенный рост турпотока при меньшем количестве флота. Впрочем, короткие круизы стали в этом году популярны и у постоянных клиентов компании, которые не всегда могли позволить себе длительное путешествие по финансовым соображениям или ввиду отсутствия свободного времени.
Другим существенным фактором, определяющим спрос в сезоне 2022 года, стало растущее количество запросов на лайнеры более высокого класса. Здесь тоже сыграли роль «новички».
Так, например, новейший теплоход «Мустай Карим» компании «ВодоходЪ» показал в этом году очень высокий уровень загрузки. Вырос спрос и на другие люксовые предложения компании – экспедиционные круизы по Енисею на лайнере «Максим Горький» и экспедиционные туры на Байкале на судне на воздушной подушке «Бирюса».
ПОТРЕБНОСТИ РЕГИОНОВ ИЗМЕНИЛИСЬ
Запрос на высокий уровень размещения на теплоходах отмечается не только в столицах, но и в регионах, где традиционно были востребованы более бюджетные путешествия. И во многом это тоже произошло за счет притока новых клиентов.
«Новые туристы не хотят класс «эконом», их интересуют только модернизированные теплоходы и каюты. И в регионах, если появляются такие предложения, они бронируются очень активно», – говорит Андрей Михайловский, генеральный директор круизного центра «Инфофлот».
Сейчас теплоходов высокого уровня, которые бы не приходили из Москвы, а работали только на региональных направлениях, явно недостаточно для того, чтобы покрыть запросы более требовательных клиентов, говорит эксперт.
Учитывая тенденцию, на следующий год круизные компании планируют сделать дополнительный акцент на новых региональных пассажирах.
Так, в рамках федерального маршрута «Великий Волжский путь», старт которого был в 2022 г., компания «Мостурфлот» готова выделить теплоход премиум-класса «Василий Суриков» для круизов из Волгограда, а компания «ВодоходЪ» запланировала не менее 11 рейсов из Перми на теплоходе «Виссарион Белинский».
Впервые в 2023 году у «Водохода» появится блок мест и на теплоходе «Семен Буденный» под круизы выходного дня из Ярославля. А флагманский теплоход «Мустай Карим» совершит свой первый круиз по Каме, и 9 мая 2023 отправится из Нижнего Новгорода в Пермь.
УФА СТАЛА НОВЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ РЕЧНЫХ КРУИЗОВ
Еще одним результатом сезона 2022 года стал повышенный интерес ведущих круизных туроператоров к Уфе. Это во многом эксклюзивное предложение, поскольку навигация по реке Белая сейчас возможна только в период раннего майского половодья.
В этом году свой единственный рейс в Башкирию совершил теплоход «Александр Пушкин» компании «ВодоходЪ», который отправился в путь со 100% загрузкой. На следующий год компания планирует совершить туда уже 4 круиза, в т.ч. один будет на «Мустай Кариме». О своих планах зайти в Уфу также заявили компании «Мостурфлот» и «Инфофлот» (компания «Созвездие»).
Любопытно, что на многих рейсах стоянка в Уфе будет продолжаться 2 дня, так что у туристов будет много времени, чтобы как следует познакомиться с этим новым для них регионом.
Некоторые рейсы в Уфу уже выставлены на продажу и, по словам круизных операторов, активно раскупаются, так что можно сказать, что на водной туристической карте России в 2022 г. появилась еще одна интересная точка притяжения.
РЕЗКОГО СКАЧКА ЦЕН НЕ ПРОИЗОШЛО
Но, пожалуй, самым важным итогом навигации 2022 г. стало то, что круизным компаниям, благодаря гибкой ценовой политике, все же удалось удержать стоимость круизов примерно на уровне 2021 года.
И, хотя, по мнению экспертов, компании так и не смогли возместить свои расходы на топливо, продукты, экскурсии и прочие услуги поставщиков, цены на которые росли на протяжении всего сезона, туристы каких-либо неудобств не испытали.
Средняя цена речного круиза в этом году составляла примерно 5-10 тыс. руб. на человека в день. При этом цена в экономе составляла 5,5-6 тыс. руб. на человека в день, в сегменте «премиум» 7,5-8 тыс. руб., в сегменте «люкс» 11,5-12,5 тыс. руб. Цены на «Енисейскую экспедицию» начинались от 15,5 тыс. руб. на человека в день.
Более того, этот уровень цен пока держится и при бронировании будущего сезона, хотя сама скидка во многих компаниях стала меньше.
В «Мостурфлоте», например, скидка по раннему бронированию составляет 5% (для постоянных клиентов 10%), а в компании «ВодоходЪ» скидка от 3 до 12% будет действовать только до конца ноября.
В СЕЗОНЕ 2023 ГОДА ОЖИДАЕТСЯ РОСТ РЕЧНОГО ТУРПОТОКА ЕЩЕ НА 15%
Впрочем, итоги бронирования следующего сезона внушают компаниям определенный оптимизм.
Так, уже сейчас круизы следующего сезона забронированы примерно на 25%, что превышает показатели прошлого года. По мнению экспертов, такой уровень обычно достигался ближе к Новому году, но не в самом начале открытия продаж.
В первую очередь бронируются редкие круизы, такие, как «Московская кругосветка», круизы по Оке, рейсы в Уфу, на Соловецкие острова, экспедиционные круизы по Енисею, круизы с заходом в Плес и т.д.
Любопытно, что из-за появления значительной доли новых клиентов, немного изменилась и структура раннего бронирования. Так, в отличие от прошлых периодов, на 2023 г. активно бронируются короткие круизы, которые в прежние времена загружались в лучшем случае после новогодних праздников, а пик заполняемости теплоходов начинался ближе к старту программы.
«На рынке сейчас наблюдается более широкий спектр запросов, кто-то из туристов понимает, что готов потратить 5-6 дней на круиз и хочет купить его по привлекательным ценам. Так что на некоторые короткие круизы следующего сейчас уже можно и не найти подходящие каюты», – отмечает г-н Михайловский.
В целом, активность раннего бронирования сейчас выше примерно на 30-40% по отношению к прошлому году, а глубина продаж составляет 11 месяцев.
Тот резкий спад, который возник после объявления частичной мобилизации, постепенно восстанавливается, а некоторые компании даже отмечают скачок бронирований вследствие отложенного спроса.
Исходя из этой динамики, от следующего сезона эксперты ждут увеличения турпотока на 15%.
«На 2023 год компания «ВодоходЪ» планирует обслужить 138 тыс. туристов, что составляет 14% прироста к факту 2022 г. Компания намерена вывести в работу весь флот, а это 26 судов», – сообщили специалисты компании.
Увеличить количество задействованных в навигации теплоходов планируют и другие круизные компании.
КАКИЕ НОВИНКИ БУДУЩЕГО СЕЗОНА МОГУТ ПРИВЛЕЧЬ ТУРИСТОВ
В следующем году туристов ждет несколько ярких новинок. Так, навигацию 2023 года в компании «ВодоходЪ» откроют 4 круиза из Нижнего Новгорода с заходов в Уфу: 2 рейса совершит теплоход премиум класса «Александр Пушкин», 1 круиз состоится на теплоходе класса люкс «Мустай Карим» и 1 рейс запланирован на теплоходе класса «Водоход.Лайт» «Константин Федин».
Кроме того, пассажиров теплохода «Мустай Карим» ждет уникальный заход в Выборг – из Санкт-Петербурга судно впервые за долгие годы пройдет по Финскому заливу.
Компания «Инфофлот» представляет уникальное путешествие по Оби и Иртышу в рамках круиза «От тайги до Полярного круга» на теплоходе «Северная сказка». По словам г-на Михайловского, этот круиз – редкое сочетание большого количества достопримечательностей с уникальностью северной природы, так что уже более половины мест на этом направлении выкуплена, а туристами этот новый продукт хорошо воспринят.
От компании «Мостурфлот» туристы, конечно же, ждут возможность отправиться в круиз на лайнере «Петр Великий», строительство которого близится к завершению. Но пока точная дата передачи судна компании и, соответственно, старта круизов не определена.
«Вестнику АТОР»