SPK NN G 823Объемы перевозок пассажиров судами на подводных крыльях (СПК) в Нижегородской области в 2024 году планируется увеличить почти вдвое. Такое заявление сделал губернатор региона Глеб Никитин на выездном совещании думского совета, проходившем в августе.

 

На помощь «Валдаям» спешат «Метеоры»

SPK NN 2 823В настоящее время регион развивает флотилию скоростных судов на подводных крыльях, управляемую специально созданным оператором «Водолёт». В текущем году планируется перевезти 80 тыс. пассажиров, а в следующую навигацию достигнуть показателя в 150 тыс. человек. Проект реализован благодаря программе льготного лизинга, разработанной Минпромторгом РФ, отметил Глеб Никитин.

Навигация СПК «Валдай» в Нижегородской области в текущем году стартовала 1 мая. Сейчас суда на подводных крыльях «Валдай 45Р» выполняют рейсы в четырех регионах. Область уже приобрела пять «Валдаев». А недавно в распоряжение нижегородского оператора скоростного флота поступит первый «Метеор». На площадке Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева 24 августа состоялась церемония спуска на воду СПК «Метеор 120Р» «Конструктор Алексеев».

Это первый из трех судов, строящихся для Нижегородской области в рамках соглашений, заключенных с АО «Государственная транспортная лизинговая компания». Ему предстоит пройти испытания и процедуру оформления необходимых документов. После этого оно будет осуществлять речные рейсы, что позволит расширить географию скоростных путешествий еще на ряд регионов.

Наша справка:

«Валдай 45Р» - речное мелкосидящее пассажирское судно на подводных крыльях проекта 23180 способно обеспечить скоростную перевозку пассажиров в светлое время суток в салонах, оборудованных креслами авиационного типа. Предназначено для эксплуатации на полноводных реках России от центральной части до Дальнего Востока. Его длина составляет 21,3 м, ширина - 5,2 м, пассажировместимость - 45 человек. Судно способно развивать скорость 65 км/ч, дальность плавания достигает 400 км, экипаж - два человека.

«Метеор 120P» - речной вариант скоростного пассажирского судна. Оно рассчитано на перевозку 120 человек на расстояние до 600 км со скоростью до 80 км/ч. Может ходить по полноводным рекам, озерам и водохранилищам. Длина судна 34,4 м, ширина 9,2 м, экипаж 4 человека. Головное судно «Метеор 120Р» нового поколения спустили на воду в августе 2021 года. Оно было построено по заказу Ханты-Мансийского автономного округа.

Что важно, у новых СПК, в отличие от прежних советских аналогов, изменена крыльевая система, благодаря чему сократился расход топлива. Кроме того, улучшен комфорт пассажиров, а также условия управления для экипажа. В салонах предусмотрена система кондиционирования, широкое остекление. Пассажирские места отделены от машинного отделения, что обеспечивает дополнительную шумозащиту.

Кроме того, ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева прорабатывает возможность модернизации построенных ранее судов на воздушной подушке (СВП). Дело в том, что они обладают рядом существенных преимуществ, например, могут эксплуатироваться 10-11 месяцев в году, а двигаться – в 1,5-2 раза быстрее судов на подводных крыльях.

 

Присоединяются и некоторые другие регионы

SPK NN 4 823АО «Судоходная пассажирская компания «Дон» из Ростова-на-Дону в следующем году собирается приобрести два судна «Метеор» морского типа. Они будут строиться также в ЦКБ по СПК им. Алексеева. Согласно заключенным контрактам, сообщил генеральный директор предприятия Сергей Итальянцев, одно скоростное судно должно быть поставлено в область не позднее 6 октября, а второе – к 6 декабря. Компания собирается использовать один скоростной теплоход для организации маршрутов до Анапы и, возможно, до Мариуполя, а также по речным и некоторым другим направлениям Черного и Азовского моря. К тому же, в конце нынешнего сентября в Ростов должен поступить первый «Валдай 45Р», а в октябре уже следующий.

Как ранее сообщалось, в апреле нынешнего года правительство Ростовской области приняло решение о создании компании АО СПК «Дон», чтобы возродить пассажирские речные перевозки в регионе. Размер уставного капитала судоходной пассажирской компании составляет 105 млн рублей с долей принадлежащих области акций в количестве 100%. Летом в бюджете региона были приняты поправки, которые предусматривают дополнительные расходы на приобретение новых скоростных судов.

Пассажиропоток речного транспорта в Татарстане в 2023 году вырос по сравнению с прошлым годом на 95%, заявил в конце августа министр транспорта и дорожного хозяйства республики Фарит Ханифов. Он напомнил, что задача перед министерством была увеличить количество пассажиров водного транспорта с 300 тыс. до 500 тыс. человек. При этом у ведущей теперь судоходной компании региона «Флот Республики Татарстан» в настоящее время работают два скоростных судна — «Михаил Девятаев» и «Муса Джалиль» типа «Метеор-2020» проекта 03830. Они разработаны в нижегородском КБ «Си Тех», построены на Зеленодольском завод имени А.М. Горького. Имеют длину 36 м, ширину 11 м, дальность хода – 700 км, скорость – 77 км/ч. Пассажировместимость – 122 человека, экипаж – 6 человек.

АО «Флот Республики Татарстан» со 100-процентным участием Татарстана в его уставном капитале, было создано весной 2023 года. В качестве оплаты уставного капитала создаваемого акционерного общества за счет средств бюджета региона внесено 2 млрд рублей.

Кроме того, скоростные перевозки по Волге планируется возобновить и в Саратовской области. Об этом на выездном совещании думского совета заявил председатель Государственной думы РФ Вячеслав Володин, который избирался от этого субъекта.

 

Возможное будущее скоростного флота

SPK NN 3 823Специалистами Нижегородской области просчитана возможная модель организации перевозок судами на подводных крыльях по Волге от Рыбинска до Астрахани. Для этого потребуется 76 судов, включая 51 «Валдай 45Р» и 25 «Метеоров 120Р». Такой флот обеспечит обслуживание более 1,5 млн пассажиров ежегодно. При этом эффективность управления флотилией возрастает с ростом количества судов. В этой связи целесообразна поддержка развития консолидированных операторов флота. Таковыми уже выступают три судоходные компании: «Водолет» в Нижнем Новгороде, «Скоростной флот Татарстана» в Казани и «Судоходная пассажирская компания «Дон» - в Ростове-на-Дону.

Для запуска скоростных волжских маршрутов необходима поддержка части операционных расходов, по аналогии с тем, как субсидируются межрегиональные авиаперелеты. Также потребуется поддержать субъекты в части капитальных затрат на лизинговые платежи. Эти расчеты произведены на основе фактических данных по эксплуатации уже имеющихся СПК, которые находятся на полном обеспечении Нижегородской области», — отметил губернатор региона Глеб Никитин.

Председатель законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин отметил, что развитие внутреннего водного транспорта требует, к тому же, решения целого ряда серьезных вопросов — таких, как доступность лизинга судов, восстановление причальной инфраструктуры, необходимость реконструкции шлюзов.

В свою очередь, председатель Госдумы Вячеслав Володин отметил, что волжским регионам для осуществления пассажирских перевозок необходимы 5-6 скоростных судов на подводных крыльях. Только на Волге находится 16 регионов, отметил он, а если говорить о Волжском бассейне, то их 38.

Наконец, заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай оценивает востребованность скоростного пассажирского флота в России в 100 единиц. Он отметил, что отечественная судостроительная промышленность обладает всеми необходимыми компетенциями и мощностями для строительства СПК. По словам замминистра, при формировании обновленной транспортной стратегии Минтранса РФ совместно с регионами планируется определить перспективную маршрутную сеть для скоростных перевозок пассажиров по река, необходимую причальную инфраструктуру и этапность строительства теплоходов.

 

Игорь Горностаев