Казань один из крупнейших волжских городов. Наравне с Нижним Новгородом и Самарой он во многом определяет отечественную конъюнктуру потребительского рынка речных туров Поволжья. Однако в отличие от двух последних региональных центров, столица Татарстана уже более пяти лет не имела собственного, заточенного именно под ее жителей, круизного судна. Прежде здесь достаточно долго работала компания «Волжские путешествия», но потом она попала под банкротство и прекратила свою деятельность. После чего круизные теплоходы продолжали еще более активно заходить в казанский речной порт и принимать на борт местных любителей речных путешествий. Но вот на всю навигацию здесь почему-то не задерживались.
А в нынешнем году ситуация кардинально поменялась: сразу три судовладельца отправили к берегам главного города республики свои теплоходы на весь сезон. Так, казанская туроператорская компания «Азурит» своим землякам представила четырехпалубный лайнер класса «Премиум» «Тихий Дон», который она взяла в аренду. Владельцем круизного судна выступает ростовская компания «Донинтурфлот» в чьем ведении находятся еще девять аналогичных комфортабельных теплоходов. Что касается «Тихого Дона» проекта 301, то он, после проведения глубокой модернизации, рассчитан на прием 220 пассажиров и прежде обслуживал в основном иностранных туристов.
Казанская навигация-2023 для теплохода прошла вполне успешно, отметил директор «Азурита» Аллен Гаврилов. Было выполнено 37 рейсов, средняя загрузка судна составила порядка 95%. Причем, в вопросе реализации круизов арендатор плотно сотрудничал с судовладельцем, имеющим разветвленную сеть агентов по продаже туров. «Тихий Дон» отправлялся в речные походы различной продолжительности: круизы выходного дня, длительные рейсы до Москвы, Астрахани, и, конечно же, заходил в приволжские порты.
В предстоящую навигацию туроператор «Азурит» продолжит выполнять круизы из столицы Татарстана, но уже с другим четырехпалубным судном «Иван Бунин», также входящим во флотилию оператора «Донинтурфлот». Намечены длинные круизы – до Санкт-Петербурга и Таганрога. Запланированы новые заходы и стоянки: Старая Ладога и Коневец на петербургском маршруте, а также Тольятти, Ульяновск, Рыбинск, Винновка. Продажи начались еще в июле.
Еще один теплоход премиального класса направила в нынешнем году в Казань и круизная компания «Мостурфлот». Это – четырехпалубник проекта Q-040 «Василий Суриков» чья пассажировместимость составляет 190 человек. Впрочем, на казанский рынок «Суриков» вышел еще в конце прошлой навигации, как и в нынешнем году это было сделано в рамках нового проекта «Великий Волжский путь», сказала директор по развитию ПАО «Московское речное пароходство» Светлана Гончарова. Из региона теплоход выполнял самые разнообразные круизы, включая недельный до Перми и 11-дневный до Астрахани. А также пять раз побывал в своем порту приписки, в Москве. Причем, сесть на судно туристы могли не только в Казани, но и в ряде других портов захода.
Работа «Василия Сурикова» завершилась в конце сентября. Поскольку у теплохода были как достаточно удачные рейсы, так и не очень, то уровень его средней загрузки за сезон еще не определен, отметила Светлана Гончарова. На зимний отстой круизное судно, как и год назад, осталось в Волгограде, и на следующий год вновь вернется в Татарстан. Предстоящая круизная программа теплохода тоже пока пребывает в стадии формирования, сообщили в компании «Мостурфлот».
Наконец, в нынешнюю навигацию в Казани находился трехпалубный теплоход эконом-класса «Урал», проекта 558. Прежде он работал в Перми, и после продолжительного отстоя, смены владельца и капитального ремонта, 23 июня нынешнего года вышел на речные дороги. Новым хозяином судна стала нижегородская группа компаний «АвтоРеспект НН», специализирующаяся на автобусных перевозках, но круизным бизнесом прежде не занимавшаяся. Официальным оператором теплохода была туркомпания «Респект Тревэл».
Как уже сообщал портал «Круиз-Инфо, навигация «Урала» началась с двухнедельным опозданием от заявленного срока. Как пояснил директор и учредитель группы «АвтоРеспект НН» Евгений Фомичёв, произошло это из-за проблем с оформлением основополагающих документов. Далее, в 10-х числах июля компании вновь пришлось на пару недель прервать выполнение круизных туров. В этот раз причиной послужила поломка судового двигателя. Но в целом свой первый сезон, который продлился до середины сентября, обновленное судно и его управляющая компания отработали вполне успешно, по крайней мере, задолженностей перед своими клиентами у них нет.
При вместимости 298 пассажиров средняя загрузка «Урала» составила около 70%, причем отдельные поездки заполнялись на 90% - это при отсутствии серьезной поддержки со стороны турагентов. Основными направления, кроме воскресных рейсов, стали туры в Ульяновск и Нижний Новгород. В следующую навигацию теплоход продолжит работу в Казани, при этом его круизная навигация несколько расширится. Согласно недавно опубликованному расписанию, запланировано по одному продолжительному туру в Санкт-Петербург, на праздник «Алые паруса», в Москву и в Астрахань, также намечены и допосадки в Нижнем Новгороде. Навигация судна в этот раз продлится до начала октября.
Игорь Горностаев