Судостроительный завод «РОСТР» в Новой Ладоге Ленинградской области в конце октября спустил на воду гибридное прогулочное судно проекта PV20S. В течение лета 2020 года самарский завод «Нефтефлот» и новоладожская верфь «РОСТР» заложили пять аналогичных пассажирских теплоходов. Они оснащены гибридной дизель-электрической установкой. В проекте применяются аккумуляторные батареи, которые используются в качестве дополнительного источника электроэнергии в ходовом режиме в портовой акватории. При этом будет обеспечен режим «нулевого» выброса. Зарядка батарей предусмотрена как от судовых дизель-генераторов, так и от берегового источника.
Проект PV20S разработан «Морским инженерным бюро - СПб». Суда строятся на средства Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Сообщалось, что они будут эксплуатироваться в акватории Черноморского побережья России. Основные характеристики теплоходов: длина – до 29,5 м, ширина – до 7,2 м, осадка – до 1,5 м, экипаж — 3 человека, пассажировместимость — 200 человек.
Автономное речное судно будет создано в России к концу нынешнего года. Об этом заявил президент АО «Ситроникс» (Sitronics Group) Николай Пожидаев. Сегодня в нашей стране уже существуют беспилотные морские суда: система автономного судовождения смонтирована на действующих железнодорожных паромах «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», обслуживающих линию Санкт-Петербург – Калининград. В настоящее время эти суда находятся в опытной эксплуатации в ходе которой устраняются выявленные замечания.
В свою очередь, компания Sitronics Group 13 ноября провела первые в России испытания автономного речного электросудна. Эксперимент состоялся на верфи Emperium в Ленинградской области. Судно на электрической тяге прошло по заданной траектории и осуществило маневры разворота без управления капитаном. Как отметил Николай Пожидаев, к лету следующего года компания сможет выйти на серийное производство автономных электросудов.
Судостроительное предприятие Emperium входит в Sitronics Group. Оно первым в России запустило серийное производство пассажирских электросудов. Верфь компании, расположенная в Ленобласти, разрабатывает и строит пассажирские теплоходы речного и озерного классов плавания вместимостью от 50 до 200 пассажиров на борту. Производимые компанией модели вышли на маршруты в 2023 году в Москве, Красноярске, Нижнем Новгороде и Перми.
В Архангельском филиале «СРЗ «Красная Кузница» АО «ЦС «Звездочка» продолжается строительство пассажирских судов проекта РЕГК.126. Корпуса двух первых из них установлены на стапелях. Также ведется подготовка к началу формирования корпуса третьего судна. Как сообщила пресс-службе верфи, всего намечено строительство четырех судов.
Закладка первого судна проекта на верфи состоялась в июне 2022 года, оно будет заниматься пассажирскими перевозками в Онежском районе. Еще три судна данного проекта вместимостью 100 человек каждое планируется построить для работы в акватории морского порта «Архангельск». Что еще важно, новые теплоходы также заменят буксиры, которые в настоящее время перевозят пассажиров в периоды ледостава и паводка.
В 2024 году начнется строительство гибридных прогулочных судов проекта «Москва 2.0», способных, в том числе, работать и на электротяге. Их заказчиком стала компания «Водоходъ». Сейчас технический рабочий проект выполнен на 80%, рассказал генеральный директор компании «ВодоходЪ» Ришат Багаутдинов. Обеспечение зарядной инфраструктуры под эти суда прорабатываются в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Уфе и Перми. Их гибридный тип позволит увеличить возможности для использования в разных регионах и в различных погодных условиях. Они будут строиться на верфи «Эмпериум» (Emperium) в Ленинградской области, которая входит в состав Sitronics Group. В перспективе планируется серия из 25 судов проекта «Москва 2.0». Основные характеристики проекта: длина - 33,3 м, ширина - 8 м, осадка — 1,2 м, крейсерская скорость — 6,5 узла (12 км/ч), экипаж — 10 человек; пассажировместимость — 130 человек. Материал корпуса выполнен из стали и алюминия.
Еще в сентябре 2022 года Зеленодольский завод им. А.М. Горького судостроительной корпорации «Ак Барс» в Татарстане и петербургский ФГУП «Крыловский государственный научный центр» подписали договор о строительстве первого российского инновационного судна с водородной энергетической установкой. В конце февраля нынешнего года состоялась закладка судна проекта 00393 работающего на водородном топливе. Его основные технические характеристики: длина 15,4 м, ширина 3,3 м, пассажировместимость 10 человек, экипаж 2 человека, осадка около 0,54 м, скорость на тихой воде — до 12 км/ч, продолжительность рейса — до 5 часов.
Первое пассажирское судно на водородном топливе предполагает сдать в первом полугодии 2024 году. Об этот сообщил генеральный директор корпорации «Ак Барс» Ренат Мистахов. По его словам, корпорация предложила провести испытания в апреле, когда начнется новый навигационный сезон. «Учитывая, что это новый вид энергетики и здесь лучше сделать все качественно, надежно. <…> Для нас как для производителей носителей водородного двигателя самое главное - это безопасность пассажиров», - сказал Мистахов. Ранее сообщалось, что первое пассажирское судно на водородном топливе планируется сдать до конца 2023 года.
Подготовил Сергей Кузнецов