Электрокатамаран «Белояр» проекта Looker 1100H в навигацию 2024 года начнет выполнять ежедневные прогулочные и экскурсионные рейсы из Ярославля, в том числе до Толгского монастыря. Об этом проинформировало региональное министерство туризма. Как сообщалось ранее, АО «Машпромлизинг» передало в декабре прошлого года судоходной компании «ВодоходЪ» в лизинг пассажирский электрический катамаран. Судно построено на верфи ярославской судостроительной компании «Паритет-Центр». Его основные характеристики: длина — 32,5 м, ширина – 9,9 м, осадка — 1,4 м, скорость — 20 узлов. Автономность плавания без дополнительного заряда электрических батарей — 8 часов, пассажировместимость — 130 человек, экипаж — три человека.
На верфи «Эмпериум» (Emperium) в Ленинградской области в апреле спущены на воду три судна: круизный катамаран «Экоходъ-3» и два пассажирских речных трамвайчика, сообщается в телеграм-канале компании. «Экоходъ-3» — третий электрический катамаран, строящийся для компании «ВодоходЪ», который будет поставлен в Пермь. Два первых судна серии с лета прошлого года эксплуатируются в акваториях Красноярска и Нижнего Новгорода. Их основные характеристики: длина — 31,3 м, ширина — 9,2 м, осадка — 1,4 м, материал корпуса — алюминий; водоизмещение — до 62 тонн, экипаж — 3 человека, пассажиры — 120 человек, дальность хода в крейсерском режиме — до 14 часов (до 180 км), крейсерская скорость — 13 км/ч (7 узлов), максимальная скорость — 40,7 км/ч (22 узла).
На «Экоходъ-3» планируется выполнять пассажирские перевозки по маршруту Пермь — Закамск. Заказчиком судна выступает также компания «ВодоходЪ», ее подразделение «Пассажирский Порт». Двухпалубный электрокатамаран будет доставлен в Пермь во второй половине мая. На нем по Каме планируется осуществлять экскурсионные и прогулочные рейсы, речные поездки с живой музыкой и анимацией для детей. Также рассматривалась возможность использования катамарана на маршруте из Перми до микрорайона Закамск и до Краснокамска. В этих прибрежных местах Пермская судоверфь планирует собрать и установить модульные причальные сооружения для приема маломерных и круизных судов. К новым причалам станут швартоваться и пассажирские электросуда.
Еще 4 новых электросудна готовятся пополнить пассажирский флот Москвы. По словам заместителя столичного мэра Максима Ликсутова, сейчас достраивают 2 электросудна на верфи «Эмпериум» под Санкт-Петербургом, а еще 2 уже проходят пусконаладочные работы в столице. Суда «Каменка» и «Пахра» после окончания работ доставят на сухогрузе из Петербурга в Москву до конца весны. После прохождения швартовых и ходовых испытаний они получат разрешительные документы для перевозки пассажиров. «Всего в рамках проекта предусмотрена поставка 21 судна. Также в этом году собираемся продлить первый маршрут до причала «Парк «Фили» и открыть новые причалы-остановки на обоих маршрутах», — отметил Максим Ликсутов.
К тому же, на верфи судостроительной компании «Эмпериум» в нынешнем году начнется строительство двух гибридных прогулочных судов проекта «Москва 2.0». Их заказчиком в рамках государственной программы возрождения пассажирского флота стала опять же круизная компания «ВодоходЪ». Как сообщил генеральный директор ее дочерней структуры АО «ВодоходЪ. Пассажирский порт» Юрий Куликов, обеспечение зарядной инфраструктуры под эти суда уже прорабатываются в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Уфе, Перми.
В перспективе планируется создание 25 судов проекта «Москва 2.0». Первые два из них, как ожидается, сойдут на воду в 2025 году. Как пояснили представители компании «Эмпериум», гибридный тип судна позволит увеличить возможности для их эксплуатации в разных регионах и при различных метеорологических условиях. Отмечалось также, что планируется воссоздать прежний теплоход «Москва» в новом образе с электрической пропульсивной системой, являющейся исполнительной частью главной энергоустановки судна.
И несколько слов о перспективных разработках. Как рассказал президент Центра водородных технологий АФК «Система» Юрий Добровольский, намечается строительство серии прогулочных электросудов на водородных топливных элементах. Их хотят создавать всё на той же на верфи «Эмпериум» в Ленобласти. Суда станут строить как по заказу правительства Санкт-Петербурга - около 10 единиц, так и для заказчиков из дружественных стран. Их общее количество может составить около 50 судов.
При этом в нынешнем году намечено запустить собственное производство электролизеров для получения водорода, а в 2025 году - топливных элементов. Как сообщается, пассажировместимость нового судна составит 20 человек, длина 15 м, мощность двигателя производства АФК «Система» - 60 кВт. Для их функционирования достаточно одной заправки, продолжительность которой составляет около 6 мин. Отсутствие необходимости создания сети электрических розеток на причалах является одним из преимуществ проекта. Кроме того, ведутся проработки по судам на водородных топливных элементах для работы на сибирских реках.
Также, отмечают специалисты, на речном пассажирском транспорте определенные перспективы имеются и для судов на сжиженном природном газе (СПГ). Уже построены и успешно функционируют двухпалубные прогулочные суда «Чайка СПГ» в Татарстане и Санкт-Петербурге. Их основные характеристики следующие: длина – 58,8 м, ширина– 10,8 м, осадка – около 1,2 м, скорость – около 18 км/ч, экипаж – 3 человека и еще до 8 человек обсуживающего персонала, пассажировместимость – до 170 человек. В настоящее время ряд регионов, и в первую очередь Самарская область и Республика Коми, проявляют повышенный интерес к этому проекту, рассматривая возможность заказа серии подобных судов.
Подготовил Иван Коблов