Начинаем обзор, как обычно, с наиболее громких случаев. На пассажирском теплоходе «М.В. Ломоносов», находившемся на ремонте в сухом доке на территории Архангельской ремонтно-эксплуатационной базы флота, утром 14 мая ликвидировано серьезное возгорание. Пожар возник накануне вечером, горела верхняя палуба на площади 936 кв. м., сообщила пресс-служба управления МЧС области. Информации о пострадавших не поступало. Теплоход прибывает на ремонте с 2022 года. В мае прошлого года на борту судна уже происходил пожар. Тогда горел трюм, были повреждены стены машинного отделения. По данным МЧС РФ, в этот раз теплоход при тушении начал крениться на правый борт. Возник риск того, что он опрокинется, поэтому пожарные эвакуировались на причал и продолжили тушение с суши и воды. Предварительной причиной возгорания названы сварочные работы, которые проводились на борту.
Двухпалубный теплоход «М.В. Ломоносов» проекта 305 построен в Венгрии в 1962 году. До 1990 года он носил название «Олекма» и работал на транспортной пассажирской линии Котлас – Архангельск, совершая поездки по Северной Двине. С 1992 по 2004 годы судно находилось на приколе, а в июне 2004 года его выкупил певец Виктор Рыбин из группы «Дюна» и перегнал в Москву. С 2006 года теплоход работал на заказных рейсах, а в межсезонье использовался как плавучая гостиница на Северном речном вокзале Москвы, а также развлекательный центр на Клязьминском водохранилище в Подмосковье. В 2018 году «Ломоносова» приобрел Фонд по сохранению и развитию Соловецкого архипелага и перегнал на Соловки для использования в качестве гостиницы на Тамарином причале. Осенью 2022 года судно было передано министерству транспорта Якутии и отправлено в Архангельск для ремонта, чтобы в дальнейшем работать на маршруте Тикси – Якутск.
Несколько небольших происшествий с пассажирскими судами. Круизный теплоход «Сергей Кучкин» компании «ВодоходЪ» 1 мая около 16:25 по местному времени сел на мель на выходе из шлюза №22 на Волге вблизи Тольятти. Повреждений судна и пострадавших нет, сообщается в телеграм-канале Приволжской транспортной прокуратуры. Судно выполняло рейс по маршруту Самара - Нижний Новгород. Теплоход снят с мели в 17:00 буксиром «Шлюзовой-33» и направлен к причалу речного вокзала Тольятти. На его борту находились 216 пассажиров и 96 членов экипажа. «Транспортная прокуратура проверит соблюдение требований безопасности судовождения и при наличии оснований примет меры реагирования», - говорится в сообщении.
На ледовой поверхности реки Лены в районе города Якутска днем 13 мая столкнулись два пассажирских судна на воздушной подушке. Это произошло из-за нарушения правил разъезда, сообщает Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте. Суда осуществляли перевозку пассажиров по маршруту Нижний Бестях — Якутск и обратно. В результате происшествия один пассажир обратился за медицинской помощью, остальные участники ЧП не пострадали. Для пассажирских и грузовых перевозок по Лене между пристанями Нижний Бестях и Якутск в период межсезонья были задействованы 30 судов «Хивус-10», 8 аэроботов «Тайфун» и 3 судна «Нептун-23». Основными перевозчиками являются компании «Ленаводсервис», «Лена-Транс» и «Ленатурфлот».
Прогулочное судно «Москва-214» и круизный теплоход «Россия» компании «Созвездие» 14 мая столкнулись на Волге возле причала №3 Ярославского речного вокзала. Как сообщила Северо-Западная транспортная прокуратура, пострадавших и разлива нефтепродуктов в результате происшествия нет. Причина инцидента — нарушение требований безопасности движения и эксплуатации водного транспорта капитаном судна «Москва-214», принадлежащего ОАО «Ярославский речной порт», полагают в надзорном ведомстве. Ярославская транспортная прокуратура начала проверку по факту случившегося, отмечается, что будут проверены все обстоятельства инцидента и оценены действия ответственных лиц.
Пассажирский теплоход «Игорь Фархутдинов», следовавший по маршруту Корсаков — Курильские острова, 27 мая около 18.15 по сахалинскому времени потерял ход. Предположительная причина - техническая неисправность. Судно осталось на ходу, повреждений корпуса нет, маневренность не была потеряна, сообщили в Дальневосточной транспортной прокуратуре. На борту находится более 125 человек, включая членов экипажа. Угрозы жизни и здоровью пассажиров и членов экипажа не было. Теплоход «Игорь Фархутдинов» построен в 1991 году на Гдыньской судоверфи, пассажировместимость — до 140 человек. Утром следующего дня его пассажиров пересадили на теплоход «Адмирал Невельской», который отправился в порт Корсаков, куда прибыл 29 мая, сообщило министерство транспорта и дорожного хозяйства Сахалинской области. В ближайшее время «Игорь Фархутдинов» отправится в ремонт, говорится в сообщении. Владелец судна — МК «Сахалин-Курилы». На морской линии между портом Корсаков и Курилами продолжают работать современные грузопассажирские теплоходы «Адмирал Невельской» и «Павел Леонов» компании «Сахпасфлот».
Другие водные случаи прошедшего месяца. Рейсы между Казанью и Ульяновском на скоростном пассажирском теплоходе (СПК) «Метеор-2020» с 6 мая отменены из-за поломки судна «Михаил Девятаев». Как сообщила Приволжская транспортная прокуратура, 4 мая из-за неблагоприятных погодных условий в акватории реки Волги произошла поломка этого теплохода, направлявшегося из Казани в Ульяновск. «Рейсы возобновляются с 17 мая предварительно. Все билеты, купленные до этой даты, сдавать и возвращать не нужно», — говорится в сообщении. Поездки осуществляет АО «Флот Республики Татарстан» («Флот РТ»). Напомним, запуск межрегионального маршрута «Метеор-2020» между Казанью и Ульяновской областью состоялся в августе прошлого года. Первый в текущую навигацию рейс по этому маршруту скоростное пассажирское судно на подводных крыльях «Михаил Девятаев» проекта 03830 «Метеор 2020» выполнило 1 мая.
Далее, маломерное судно совершило навал на находящуюся на стоянке баржу в акватории реки Енисей в Центральном районе Красноярска. Произошло это 8 мая около 18:00. На борту лодки находились 3 человека. В результате столкновения пассажиры получили травмы, а местонахождение одного из них, по информации Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, в тот день установлено не было.
В Республике Саха (Якутия) возбуждено уголовное дело по факту происшествия на реке Лена, сообщает Восточное межрегиональное следственное управление на транспорте СК России. Следствием установлено, что ночью 18 мая в селе Бютяй-Юрдя Намского района на реке Лене судоводитель с 3 пассажирами на борту, управляя маломерным судном, допустил наезд на препятствие, находившееся под водой, что повлекло опрокидывание маломерного судна и падение в воду всех пребывающих в лодке лиц. В результате происшествия судоводитель и двое пассажиров самостоятельно доплыли до берега, а третий пассажир утонул.
И в заключении напомним одно из прежних резонансных происшествий. Заволжский районный суд Ярославля 6 мая приступил к рассмотрению уголовного дела капитана пассажирского теплохода «Москва-208». Его обвиняют в оказании услуги по перевозке пассажиров, не отвечающей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, что повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека. По версии обвинения, 5 июля 2023 года подсудимый допустил посадку на судно с причала речного вокзала города 116 пассажиров, в том числе 21 несовершеннолетнего, при максимально допустимом количестве людей на борту 83 человека. Проходя вверх по течению реки Волги в районе Тверицкого пляжа Ярославля и Октябрьского моста, капитан не наблюдал должным образом за курсом судна.
Ссылаясь на возникшую техническую неисправность рулевого управления, он перестал управлять судном, в результате чего теплоход критически изменил курс и на скорости 14 км/ч совершил навал на береговое сооружение. При этом двое несовершеннолетних пассажиров получили гематомы и ссадины, одному взрослому пассажиру причинен легкий вред здоровью, другому — тяжкий. При этом согласно обвинительному заключению, на судне имелось запасное рулевое управление, были два исправных двигателя, якорные устройства. Однако капитан не предупредил пассажиров о столкновении, не изменил курс и не снизил обороты двигателей.
Подготовил Андрей Алексеев