Новые пассажирские суда для развития перевозок
По федеральному проекту «Производство судов и судового оборудования» в рамках нацпроекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» планируется построить 303 новых пассажирских судна. Это необходимо для обеспечения роста пассажиропотока на внутренних водных путях (ВВП) до 19 млн человек к 2030 году, что предусмотрено транспортной стратегией РФ. Как отметил замминистра транспорта Александр Пошивай, приоритетом работы Минтранса является обновление речного флота и снятие инфраструктурных ограничений. На содержании министерства находится 48,9 тыс. км внутренних водных путей. К настоящему времени устранение лимитирующих участков обеспечено на 9,2 тыс. км ВВП. В рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система» завершается строительство Багаевского гидроузла на Дону и продолжается реконструкция Городецкого гидроузла на Волге. По данным Минтранса, к концу 2025 года по Волге планируется перевезти 52 тыс. пассажиров по 18 маршрутам на 8 судах на подводных крыльях в рамках проекта «Речные магистрали».
Перевозки пассажиров водным транспортом в Казани
Речные пассажирские перевозки в Казани в январе-сентябре 2025 года выросли на 24,7%, до 442 тыс. чел. Об этом сообщила представитель Института развития столицы Татарстана Гюзель Юлдашбаева на III Всероссийской деловой конференции «Реки. Круизы. Маршруты». По ее словам, в 2024 году прирост по сравнению с предыдущим годом составил 16%. Спрос стимулирует работу по проектированию новой инфраструктуры. Из 25 объектов водной инфраструктуры, которые работали в Казани в начале 1990-х, к 2022 году осталось лишь 10. В 2023 году была разработана концепция, в соответствии с которой добавилось 29 объектов, из них 11 городских марин, 5 объектов водных видов спорта, 6 гостевых стоянок, 2 туристические марины. Крупнейший проект — водно-туристический кластер «Локомотив» площадью 65 га с главной городской мариной, речным пассажирским терминалом и центром водных экстремальных видов спорта. По данным Гюзели Юлдашбаевой, с 2023 по 2024 годы количество зарегистрированных маломерных судов в республике увеличилось на 780 единиц — до 41 702 шт., а в Казани — на 412 единиц, до 16 829 шт.
«Нева Тревел» ожидает спад пассажиропотока в 2025 году
Переизбыток различных участников рынка водных перевозок пассажиров в Санкт-Петербурге негативно сказывается на его качественном развитии. Об этом заявил гендиректор компании «Нева Тревел» Юрий Набатов на III Всероссийской деловой конференции «Реки. Круизы. Маршруты». По его словам, ожидается снижение загрузки прогулочных судов с 1,3 млн пассажиров в 2024 году до 1,1 млн в 2025 году. «В навигацию 2025 года на рынке речных пассажирских перевозок в Северной столице работают более трехсот только лицензированных судоходных компаний. «На чем только не возят. Что привело к снижению нашей загрузки. В целом ничем хорошим это не кончится», — заявил Набатов. В то же время, несмотря на спад, компания собирается в ближайшем будущем увеличить свой флот, который сегодня состоит из более 40 судов. В их числе: 11 скоростных теплоходов разных типов — «Метеоры», «Восходы» и новые катамараны «Котлин»; 13 двухпалубных судов, среди которых есть 2 новых катамарана «Соммерс», 10 однопалубных теплоходов и 9 маломерных судов, включая суда на воздушной подушке. По его словам, в 2026 году флот компании пополнят 2 проекта «Соммерс-L», в 2027 году — 4-е «Котлин-М» и 2-а «Соммерс-М». В плане —строительство более 20 судов.
«Флот РТ» хочет увеличить количество своего флота
АО «Флот Республики Татарстан» («Флот РТ») планирует в 2026 году увеличить число своих судов с 19 до 23. Об этом рассказал генеральный директор компании Роман Лизалин на III Всероссийской деловой конференции «Реки. Круизы. Маршруты», прошедшей с 9 по 10 октября в Нижнем Новгороде. По его словам, намечено приобрести в лизинг круизное судно проекта «Сириус», дизельный теплоход «Чайка», «Метеор 2020», пассажирские катера проектов КС 162 и КС 163, а также буксир-толкач RPT 2507. Судоходная компания рассчитывает на прирост потока пассажиров до 350 тыс. чел. в год - 3% ежегодно, и намерена дальше расширять пассажирские перевозки и развивать круизное судоходство. В настоящее время «Флот РТ» обслуживает 6 скоростных, два судна проекта «Метеор», которые были приобретены недавно. В работе находятся 9 социально значимых маршрутов и 4 коммерческих. Всего на балансе компании состоит 34 судна различных типов, в том числе прошедший реновацию двухпалубный круизный теплоход «Павел Миронов» проекта 305, который находится в аренде у казанского оператора «Азурит». Обновленное судно успешно отработало навигацию-2025.
«Флот РТ» предлагает ввести льготный лизинг как меру господдержки
Генеральный директор АО «Флот Республики Татарстан» («Флот РТ») Роман Лизалин в рамках форума «Общественный транспорт 2025» выступил с конкретными предложениями по мерам государственной поддержки речного транспорта: льготный лизинга судов со ставкой 1% и увеличение утилизационного гранта до 50% от стоимости нового судна. Об этом сообщает пресс-служба речного порта Казань. Роман Лизалин также подчеркнул необходимость разработки типовых проектов причалов и судов для удешевления и ускорения развития речной инфраструктуры. АО «Флот Республики Татарстан» со 100-процентным участием региона в уставном капитале был создан весной 2023 года для развития пассажирских перевозок внутренним водным транспортом. Основная задача компании — обеспечение социальных перевозок внутри республики. В 2024 году регулярными и туристическими рейсами в границах Татарстана были перевезены 455 тыс. пассажиров, в том числе 340 тыс. — «Флотом РТ». К 2025-2027 годам оператор планировал нарастить пассажиропоток до 500 тыс. человек.
Реконструкцию Волховского шлюза завершат до конца года
Реконструкция объектов Волховского шлюза находится на завершающем этапе. Общая строительная готовность составляет более 90%, сообщает Росморречфлот. Продолжаются работы в нижней части подходного канала, в отдельной секции. Строители занимаются устройством отбойных устройств. Реконструкция причальных линий верхнего и нижнего подходных каналов позволит безопасно и комфортно осуществлять швартовку судов. В рамках проведения работ на Волховском шлюзе выполнена реконструкция автодорожного поворотного моста, расположенного в нижнем бьефе. Он стал разводным, что позволит осуществлять пропуск судов высотой до 13,2 м. Вес пролета моста составляет 160 тонн, а его длина — 28 метров. Реконструкция ведется без остановки судоходства. Как сообщает ФКУ «Ространсмодернизация», полностью завершить работы планируется в конце текущего года. Волховский шлюз как часть Волховской гидроэлектростанции является объектом культурного наследия федерального значения. ГЭС ввели в эксплуатацию в декабре 1926 года.
В Ростове-на-Дону открыт новый маршрут на «Метеоре»
Первый рейс судна на подводных крыльях (СПК) «Метеор 120Р» состоялся 18 октября по маршруту Ростов-на-Дону — станица Романовская. Отмечается, что за время пути скоростное судно прошло через три шлюза. Было запланировано два рейса по маршрутам Ростов-на-Дону — станица Романовская и обратно. Скоростное пассажирское судно проекта 03580 «Метеор 120Р» рассчитано на перевозку 120 пассажиров, запас хода — более 700 км, его длина 34,4 м, ширина 9,2 м, высота при ходе на крыльях (от уровня воды) 9 м, осадка на плаву 2,5 м, скорость хода 65 км/ч, экипаж 4 человека. Напомним, первый «Метеор 120Р», предназначенный для Ростовской области, был спущен на воду в конце апреля нынешнего года. Судно строилось для АО «Судоходная пассажирская компания «Дон» (СПК «Дон»). Вначале его планировалось передать заказчику в конце 2024 года, но завод-изготовитель не успел провести испытания, и срок передачи судна был перенесен на второй квартал 2025 года. Также сообщалось, что поставка еще одного «Метеора» запланирована на 2026 год.
Паром застрял во льдах на переправе в Якутии
Якутская транспортная прокуратура проводит проверку по информации о происшествии с паромом, который 12 октября застрял во льдах на паромной переправе через реку Вилюй. Как сообщила пресс-служба Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры, рейс между селами Хоро и Верхневилюйск был успешно завершен: пассажиры доставлены в пункт назначения, пострадавших нет. Ранее речные перевозки на реке Лене по маршруту Якутск — Нижний Бестях завершились раньше намеченного срока по причине обледенения судоходного канала в районе речного порта города Якутск. По информации пресс-службы Минтранса региона, с 14 октября речные пассажирские перевозки катерами начали осуществляться по новому маршруту Даркылах — Нижний Бестях. Отмечается, что стоимость проезда остается прежней. Дальнейшие условия эксплуатации зависят от гидрологических условий на Лене.
Подготовил Андрей Алексеев







