Sh.Peet1 G2 519

На судостроительном заводе «Лотос», находящемся под Астраханью, 24 мая торжественно спустили на воду первый российский круизный лайнер. Речной пассажирский теплоход проекта PV300VD, получивший название «Петр Великий», продолжит достраиваться уже на воде. Как заявил генеральный директор завода «Лотос» Рустам Халитов, «предприятие приложит все усилия, чтобы в следующем году судно ушло в навигацию». «Крестной матерью» новейшего теплохода на прошедшем мероприятии стала директор по судоходству на внутренних водных путях Российской палаты судоходства Анна Исаева. По давно сложившейся традиции она разбила о борт лайнера бутылку шампанского.

Sh.Peet1 2 519

Строительство этого лайнера нового поколения было заказано ОАО «Московское речное пароходство» (МРП), а его оператором станет круизная компания «Мостурфлот». Что касается дальнейшей достройки, то лайнер, в частности, должны остеклить, провести на нем электромонтажные работы, установить трубопроводы, а также выполнить ряд других опций. После этого он пройдет ходовые и швартовные испытания, в том числе и на Каспийском море. Завершение строительства запланировано на лето 2020 года, сообщила пресс-служба судостроительного завода. В нашей стране, отмечают специалисты, суда такого класса не строились более 60 лет.

Длина нового 4-палубного круизного лайнера уровня «5 звезд» составляет более 140 м, ширина – 16,6 м. Одновременно «Петр Великий» может принять на борт до 310 пассажиров, которые смогут разместиться в 150 комфортабельных каютах различных классов.  Все они должны быть оборудованы двуспальными кроватями, душем с туалетом, кондиционером, шкафами, сейфом, телевизором со спутниковыми и внутрисудовыми каналами, электрическими розетками на 220В и 110В, беспроводным Интернетом (Wi-Fi), судовой радиотрансляцией, внутренней и внешней телефонной связью. На борту также будут находиться и 76 членов экипажа и обслуживающий персонал. Кроме того, к услугам туристов на судне появятся панорамный театрально-музыкальный салон с баром, трансформируемые конференц-залы, СПА-салон с сауной, фитнес-центр, интернет-офис, а также балконы-террасы, бассейн, обзорная площадка на носу, тренажерный зал, бары и рестораны.

Напомним, строительство нового отечественного лайнера началось в августе 2016 года, причем его старт по видеосвязи дал президент России Владимир Путин. В то время он проводил в Волгограде заседание президиума Госсовета по вопросам развития внутренних водных путей. Стоимость проекта, по предварительным оценкам, составляет 2,5 млрд рублей, а срок окупаемости – от 15 до 25 лет.

Sh.Peet1 4 519

Вначале сдать лайнер в эксплуатацию планировалось в нынешнем 2019 году. Однако к назначенному сроку «Лотос» с заданием не справлялся: не хватило специалистов с опытом постройки пассажирских судов, а главное, сам лайнер «вдруг» оказался длинней стапелей судостроительного завода. А значит, спустить его на воду после окончания работ, как это принято, не получалось.  Появились даже предложения перевезти теплоход на нижегородский завод «Красное Сормово», там установить оборудование, и для завершающих работ опять вернуть его на «Лотос». Такая технологическая схема, конечно же, не только в разы увеличила бы себестоимость, но и значительно затянула сроки сдачи. 

Кстати, на «Красном Сормове» еще в марте 2017 года заложили второе пассажирское судно аналогичного проекта PV300. Его строительство ведется для круизной компании «ВодоходЪ». На воду этот теплоход по плану должен сойти тоже в нынешнем году, а заказчику его запланировано поставить в феврале следующего года. Вначале это судно, которое будет ходить в основном по речным маршрутам, назвали «Князь Владимир» – также как первый, и пока единственный, российский лайнер, обслуживающий круизных туристов на Черном море. Впрочем, в марте текущего года строящееся водоходовское судно, по инициативе нового генерального директора компании Ришата Багаутдинова, поменяло название, и стало называться «Мустай Карим».

Но вернемся к лайнеру МРП. Осенью прошлого года руководство «Лотоса», при поддержке Объединенной судостроительной корпорации, куда входит этот завод, решило «разрулить» сложившуюся ситуацию своими силами. В качестве путей разрешения проблемы предлагалось две схемы: достраивать сам стапель или же спустить на воду необорудованное судно, завершив его отделку непосредственно на плаву. Причем, оба варианта были довольно затратны, но выбор специалистов пал на последний из них.  

Sh.Peet1 7 519

В первый год теплоход будет работать на Каспийском море, в основном  с российскими туристами и индивидуально – с иностранными. Предполагается, что вначале новый теплоход выполнит круизную программу «Сокровища Востока» (продолжительностью 11 дней): Баку – Бэндер-Энзали (Иран) – Ноушехр (Иран) – Туркменбаши (Туркменистан) – Актау (Казахстан) – Астрахань – Махачкала (Дербент) – Баку.  После чего на зиму он уйдёт на Черное море, проследовав по двухнедельному маршруту «Приключение на трёх морях»: Баку – Махачкала – Астрахань – Никольское – Волгоград – Волгодонск – Ростов-на-Дону – Азов – Керчь – Новороссийск – Сочи.

Следующей весной «Пётр Великий» вернется обратно на Каспий, откуда осуществит смешанный «река-море» круиз «Великий шёлковый путь» (12 дней), следуя от Баку до Москвы. После чего выйдет на самую популярную у зарубежных путешественников водную линию Москва - Санкт-Петербург. К этому времени компания «Мостурфлот» – оператор судна, уже начнет в массовом порядке привлекать на борт лайнера иностранных путешественников. По словам заместителя генерального директора по туризму «Мостурфлота» Светланы Гончаровой, уже сейчас каспийские круизы вызывают большой интерес у туристов из США, Австралии, Европы и Китая.

 

Иван Коблов

Sh.Peet1 5 519