Отправляясь на Таганку, в столичную круизную компанию «Нептун», я с самого начала преследовал две вполне конкретные цели: 1) узнать о дне сегодняшнем работы известного туроператора, и 2) выяснить то же самое относительно российского рынка морских круизов. И тому были вполне определенные причины. Кто не знает, сообщу: генеральным директором туркомпании «Нептун» выступает Ольга Елисеева, а президентом – ее супруг Валентин Елисеев. Он, к тому же, занимает ту же должность и в Ассоциации круизных операторов (АКО) России. Как видите, вполне удачный подбор собеседников, способных в полном объеме поднять и оценить как свои внутренние, так и внешние проблемы, стоящие сегодня перед отечественной индустрией морских путешествий. И как в дальнейшем убедится читатель, намеченный «двойной подход» вполне оправдался.
Реализация круизов вновь растет
- Первый вопрос касается самой чувствительный стороны деятельности любых туроператорских компаний: какова сегодняшняя динамика продаж морских круизов?
Валентин Елисеев (В.Е.) – По сравнению с прошлым годом объем продаж во всех компаниях увеличился. Что касается «Нептуна», то этот показатель у нас составил 20-25%. Причем, если в первом квартале нынешнего года рост была несколько ниже, то во втором квартале он доходил до 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, морской круизный рынок ожил или оживает, хотя понятно, что даже если текущая динамика сохраниться и дальше, то в этом году все равно вряд ли удастся достичь показателей того же 2014 года.
- Давайте коротко вспомним динамику продаж морских туров за последние годы.
В.Е. - Тут стоит напомнить, что реализация морских путешествий в России начала падать еще с 2012 года. Правда, в 2013-м наблюдался небольшой рост, который, впрочем, не приблизился к пиковому 2011 году. А самым низким, по известным всем причинам, оказался прошлый год, вернее, его второе полугодие. В результате, за четыре последних года, экспертным оценкам руководителей компаний, членов Ассоциации круизных операторов, продажи сократились не менее, чем в 2,5 раза, а моему личному мнению - в 3-4 раза. При этом конец 14-го года откинул рынок, ориентировочно, в начало нулевых годов, где-то в 2002-2004 годы.
- Выходит, после нескольких лет спада, сейчас наблюдается долгожданный подъем? Когда он начался?
В.Е. – По нашим наблюдениям, нижняя точка падения была пройдена где-то в конце осени прошлого года. Но тогда наметившаяся тенденция еще не была понятна, а происходившее вполне можно было принять за сиюминутную случайность. Но затем оживление продолжилось и в первом квартале и еще большее во втором. Прошло уже более полгода, отрасль вошла в сезонный пик спроса, и теперь, пожалуй, можно смело говорить о наметившемся тренде роста в 20-30%. Надеюсь, он сохраниться и в дальнейшем, и даже, вполне возможно, немного подрастет в июле. Однако, что будет осенью, особенно в свете возможных политических событий, судить не берусь.
«Нептун» и его морские угодья
- Какие круизные компании наиболее востребованы сегодня у клиентов «Нептуна»?
Ольга Елисеева (О.Е.) – На первом месте у нас стоит холдинг Royal Caribbean Cruises Ltd: сама компания RoyalCaribbeanInternational, а также входящие в его состав Azamara Club Cruises и Celebrity Cruises. На сегодня это самые спрашиваемые и самые продаваемые компании. И во многом потому, что все они разные по качеству предлагаемого продукта, что позволяет закрывать практически весь потребительский сегмент спроса, от сравнительно недорогого до вполне респектабельного. К тому же, география плавания лайнеров холдинга охватывает почти весь мировой океан, а значит, в состоянии удовлетворить любые запросы и чаяния клиентов. Во многом спрос на круизы Royal Caribbean связан и с интересом к новейшим лайнерам холдинга, построенным в нынешнем году. И в первую очередь к Harmony of the Seas – самому большому в мире круизному судну, также получившему известность и своими инновациями. Хороший спрос у нас и на Holland America Line, который во многом вызван привлекательными маршрутами оператора. Востребованы и компании сегментов «аппер-премиум» и «люкс» - Silversea Cruises, Seabourn, Regent Seven Seas Cruises, Crystal Cruises, SeaDreamYachtClub и Oceania Cruises. Что важно для пассажиров, которые имеют возможность приобретать этот наиболее качественный круизный отдых, тарифы на него заметно ниже, чем были 3-4 года назад. Ровный спрос и на круизы под парусом, которые выбирает вполне определенная, небольшая, но зато стабильная категория фанатов-путешественников.
В.Е. – Кстати, спрос на «люксовые» круизы рос у нас даже в прошлом сезоне. Чему, конечно же, способствует то обстоятельство, что цены на них, как уже было сказано, снижаются, а количество и качество предоставляемых услуг остается прежним. Вот и получается, что сейчас самая роскошная каюта на корабле массовой компании класса «стандарт» стоит столько же, сколько и путешествие на лайнере компании высокого класса, хотя уровень предложений и сервис на «люксовых» лайнерах несоизмеримо выше. К примеру, размещение в среднем по цене сьюте компании Oceania Cruises намного лучше пребывания в аналогичных сьютах MSC Cruises или Princess Cruises, хотя тарифы у всех будут одинаковы.
- Какова нынешняя глубина продаж морских путешествий?
О.Е. - В течение последних лет этот показатель значительно сократился. Если раньше основная масса круизных пассажиров бронировала поездки где-то за полгода, то сегодня это считается достаточно большим сроком. Теперь морские круизы приобретают за месяц, реже за два, а то и, как говорится, в самый последний момент: за неделю-две. Причем таких запросов немало, где-то от 10 до 15%, хотя их реализация составляет не более 5% - свободных мест нет. А бывало даже и такое, что в пятницу выкупали тур на воскресенье. Впрочем, есть и особые любители морских странствий, объехавшие весь мир, так они бронируют круизы и следующего года, и через год. Но для нас это теперь скорее экзотика.
В.Е.– По сравнению с прошлым годом, в этом вопросе ничего не изменилось. Также можно отметить и спад объема бронирований в среднем тарифном сегменте – выкупают, по-прежнему, самые дешевые и самые дорогие каюты.
Круизный рынок и тарифы
- В каком состоянии, в связи с этим, находится сегодня российский рынок продаж морских круизов?
В.Е. – Хотел бы отметить, что сейчас наметилась более четкая специализация участников рынка по ценовым сегментам. Самые востребованные сейчас недорогие туры, и борьбу за клиентов тут ведут два круизных бренда: Costa Cruises и MSC Cruises. По нашему мнению, последняя компания здесь лидирует. И в первую очередь, благодаря проводимой ею политики распродаж, которых потребители, в свою очередь, ждут, и даже подтягивают под них свой отпуск. Особым спросом такие предложения пользуются у региональных агентов, условия которым диктует их клиентура. Надо также отметить, что российские продажи MSC сосредоточены в одних руках, в то время как Costa размыта по рынку, ее круизы в России продают многие операторы. В то же время, дешевый сегмент не дает реальной возможности зарабатывать их продавцам. Конкуренция высокая, количество клиентов, в любом случае, меньше чем было прежде, но работы при этом меньше не стало. Речь тут в большей степени идет о престиже продавца, его оборотах, но не заработке. С точки зрения бизнеса недорогие круизы я бы даже назвал немножко благотворительностью.
- Что касается самих тарифов, то они в нынешнем году стали ниже или же нет?
О.Е. – В этом году компании выставляют гораздо больше ценовых предложений включающих дополнительные опции, которые позволяют экономить не только на цене круиза, но и на услугах на борту. В частности, Celebrity Cruises предлагает путешественникам или бесплатный интернет, или же бортовой кредит, либо заранее оплаченные чаевые персоналу. Но наибольшим спросом у наших туристов пользуется, понятно, бесплатный алкогольный пакет на судне. Кстати, мы уже давно говорили руководству круизных компаний о введении подобной услуги на российском рынке, и вот теперь холдинг Royal Caribbean пошел на этот шаг. Если же оценивать саму круизную цену в ее валютном эквиваленте, то в большинстве своем она, скорее всего, осталась на прошлогоднем уровне. Но ее заметно нивелируют разного рода спецпредложения.
В.Е. – Их введение, добавлю, началось 3-4 года назад в компаниях класса «люкс». И судя по тому, что сейчас этим же приемом в той или иной форме пользуются почти все круизные операторы, можно отметить, что в снижении тарифов они дошли до предела, когда опускать ценовую планку уже некуда, а потребителя надо и дальше чем-то заинтересовывать. К тому же, все специальные условия с точки зрения глобального бизнеса все равно более выигрышны для круизных компаний, чем простое понижение цен на круизы. К примеру, тот же бортовой кредит можно тратить только на самом лайнере.
Взаимоотношения в круизной среде
- Предваряя последующий вопрос, хочу спросить вас о деловом взаимоотношении туроператоров отечественного круизного рынка?
В.Е. – Определяющим для всех нас стало то обстоятельство, что объемы продаж, как я уже говорил, сократились. У кого-то больше, у кого-то меньше. Что же касается участников рынка и их отношений, то все прежние российские туроператоры морских круизов сохранились, никто не ушел. Некоторые из них, правда, затаились, что называется, «залегли на матрасы», пережидая ситуацию. Впрочем, общая активность в принципе и так снизилась - и рекламная, и пиаровская, и маркетинговая. Хотя, с чем сравнивать: по сравнению с прошлым годом эти показатели все же немного возросли. На таком фоне сейчас на рынке начали продвигаться новые игроки, которые оставаясь крупными агентами, пытаются вести и туроператорскую деятельность. Причем, ряд круизных компаний идет им навстречу, руководствуясь некими своими расчетами. Продажи морских туров в России заметно упали, и отдельные круизные бренды, насколько мы в курсе, хотят поправить нынешнее положение дел за счет увеличения числа своих прямых агентов. Но, я думаю, что это не даст им значительного прироста объемов, поскольку покупателей, по объективным причинам, в скудных «угодьях» российского туризма больше все равно не становится. Тем более в таком маленьком заповедном уголочке как морские круизы. К тому же, порядку тоже не прибавляется, а ведет лишь к нарастанию конкуренции, ценовой борьбе, перераспределению имеющихся клиентов внутри рынка и снижению доходов.
- И последний вопрос: что можно сказать о текущей деятельности возглавляемой вами Ассоциации круизных операторов (АКО) России?
В.Е. - К сожалению, наша работа не настолько прекрасна, как это выстраивалось в планах. Хотя определенная активность все же есть: проводятся встречи участников, пусть и не всегда в полном формате, мы принимали участие в апрельском «Фестивале круизов», проведенном «Турбизнесом», на организацию которого, кстати, Ассоциация тоже определенным образом повлияла. Тем не менее, наши результаты отстают от планов. Чему есть несколько причин. Первое, многое зависит от внутреннего состояния самих компаний-участников, которое в это кризисное время у всех далеко не самое лучшее. К примеру, один из членов Ассоциации менял собственников. У других были свои перестановки и перетрубации, что тоже серьезно отвлекало от общей работы. Второй, вполне очевидный момент: сейчас идет высокий сезон, а основная деятельность ассоциации приходится, конечно же, на осень-зиму. Впрочем, надеюсь, что мы встретимся еще в конце июля и подведем определенные итоги того, что сделано. К этому времени, думаю, заработает и наш сайт. Хочу добавить еще вот что. По идее, чем на рынке хуже, тем наша консолидация должна быть крепче. Но на практике получается немного наоборот. Наверное, потому, что каждый уходит в свои дела, рассчитывая только на свои силы. Российская же культурно-историческая традиция учит тому, что объединение усилий при общей опасности помогает решать куда более трудные задачи, чем нынешний экономический кризис.
Подготовил Игорь Горностаев