Kaspiy cru G 825

Уровень Каспийского моря в середине июля нынешнего года опустился ниже минимального значения за весь период наблюдений, и составил менее минус 29 м по балтийской системе высот. Снижение уровня моря отражается на наиболее мелководной северной части, омывающей берега России и Казахстана, сообщили в Волжско-Каспийском филиале Каспийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства («КаспНИРХ»). Значительное снижение глубин Каспия наблюдается с середины 90-х годов, а с 2020-го – его уровень упал почти на 0,8 м.

В филиале «КаспНИРХ» отметили, что процесс падения уровня воды в Каспийском море вызван уменьшением притока речных вод, и в первую очередь Волги, которая составляет 80% от всего стока и около 64% в общей приходной части водного баланса. Для последних 4 лет характерны небольшие объемы ее годового стока, между 210 и 232 кубометров, что значительно ниже среднего многолетнего значения, составляющего около 250 кубометров. Ученые также отметили, что из-за роста парниковых газов в атмосфере растет температура, а значит, вода быстрее испаряется с поверхности моря и рек. Кроме того, люди активно потребляют воду на орошение, растут нужды промышленности и сферы ЖКХ из рек, которые питают Каспий.

В настоящее время Минприроды РФ готовит комплексную программу по борьбе с обмелением Каспийского моря. Это позволит разработать меры, направленные на улучшение качества прогнозов, минимизации негативных последствий и адаптации хозяйственной деятельности к обмелению моря. Тем не менее, если в ближайшие 5-6 лет маловодье на Волге сохранится, то и уровень Каспия может понизиться еще как минимум на метр.

По данным Центра поддержки общественных и гражданских инициатив, за последние 20 лет площадь поверхности Каспийского моря сократилась более чем на 34 тыс. кв. км — это превышает территорию Бельгии. Уменьшение уровня воды привело к заметному изменению береговой линии в трех российских регионах — Астраханской области, Калмыкии и Дагестане.

Каспийское море - крупнейший на Земле замкнутый водоем. В него впадает свыше 130 рек, из них наиболее крупные Волга, Урал, Терек, Сулак и Самур. На его береговой линии расположены пять государств: Россия, Казахстан, Туркмения, Азербайджан и Иран. В прошлом году годовой сток Волги немного увеличился до 232 кубометров, что снизило скорость падения уровня Каспия. По мнению ученых, устойчивое повышение уровня моря возможно при стабильном волжском стоке около 270 кубометров в год, как это было в период с конца 1970-х до середины 1990-х годов.

 

А причем здесь круизы?

Возвращаясь к круизной теме, остается добавить, что несмотря ни на что, строительство нового теплохода «Владимир Жириновский» (бывший «Петр Великий») проекта PV300VD продолжается. Его планируется использовать как на речных, так и на морских круизах, в том числе по Каспийскому морю. В то же время, будущий оператор судна «Мостурфлот» недавно опубликовал круизное расписание на навигацию 2026 года, и «Жириновский» в нем, как и прежде, не значится.

Kaspiy cru 2 825

Впрочем, на Каспий также могут выйти новый теплоходы компании «ВодоходЪ» «Мусай Карим» проекта PV300, а со следующего года и новейший «Николай Жарков» проекта «Карелия». Но и у них в расписании на текущий и предстоящий год это направление не заложено.

Наконец, в конце августа появилась информация, что Россия и Азербайджан будут способствовать запуску круизного сообщения на Каспийском море и развитию туризма в регионе. Об этом после заседания межправительственной комиссии сообщили вице-премьер РФ Алексей Оверчук и его азербайджанский коллега Шахин Мустафаев. Отмечалось, что они уже видятся «хорошие перспективы» создания круизного сообщения на Каспии, а «у туристов скоро может появиться возможность посещать морские порты прикаспийских государств с участием пассажирских судов под флагом России».

Сообщение тем более удивительное, что не только нет никакой определенности относительно появления какого-либо круизного судна на каспийских маршрутах, но и взаимоотношения двух стран переживают сегодня далеко не лучшее время.

Также в конце августа произошла и другая встреча – министра транспорта РФ Андрея Никитина с чрезвычайным и полномочным послом Исламской Республики Иран в России Каземом Джалали. На ней была подтверждена позитивная динамика транспортного сотрудничества. И среди прочих вопросов, как сообщалось, были рассмотрены перспективы открытия круизного сообщения между портами двух стран на Каспийском море.

 

Иван Коблов