Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) собирается построить на производственных мощностях Санкт-Петербурга большой круизный лайнер. Предполагается, что его будут использовать для путешествий по Балтийскому морю. Об этом рассказал глава ОСК Алексей Рахманов. По его словам, этот проект планируется развивать совместно с пассажирским портом «Морской фасад».
«Мы давно уже вынашиваем идею строительства большого круизного лайнера для Балтики. Сейчас, скорее всего, придется в основном рассчитывать на собственные силы. При этом мы понимаем, каким образом к этой стройке нужно подходить», — рассказал глава ОСК. Он добавил, что российский круизный флот давно требовал обновления. А господдержка туризма и путешествий в России станет стимулом для расширения компетенций судостроительных предприятий.
«Наши шесть проектных бюро, которые умеют проектировать и строить суда и корабли, смогут выйти с проектами, интересными для граждан. И в данном случае мы говорим об очень широком спектре пассажирского транспорта, начиная от небольших форм (например, «Соталии», которую мы показывали в Петербурге в этом году) и заканчивая большими круизными лайнерами», — отметил Рахманов.
Что было немного ранее
Строительство круизного лайнера для путешествий по Балтийскому морю прежде самостоятельно планировал и пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад». Стоимость проекта, как сообщалось, могла составить почти 30 млрд рублей, которые порт надеялся получить из федерального бюджета. Круизный лайнер, отмечали тогда инициаторы проекта, пойдет по стандартным маршрутам: Хельсинки, Рига, Таллин, Стокгольм и Калининград. Судно ледового класса сможет вместить 2,5 тыс. человек. Длина лайнера составит 270 м, ширина — 36 м. Его строительство планировалось завершить к 2026 году.
Кроме того, в середине апреля власти Калининградской области начали переговоры с владельцем круизного парома «Принцесса Анастасия» (Princess Anastasia) компанией Moby SPL об использовании судна для пассажирских перевозок в Калининград из Санкт-Петербурга. Маршрут, как отмечал тогда губернатор региона Антон Алиханов, может стать дополнением или даже альтернативой железнодорожных пассажирских перевозок в случае закрытия транзита для поездов литовской стороной.
Однако на прошлой неделе стало известно, что калининградские власти отказались от покупки лайнера «Принцесса Анастасия». По словам Антона Алиханова, шансов поставить паром на линию Калининград - Петербург нет. И пояснил: «По простым причинам. Мы встречались с владельцами «Принцессы Анастасии», они не собираются им управлять, они ищут покупателей на этот лайнер. Лайнер они нам предлагали за много миллиардов рублей. Мы не видим целесообразности в этом, потому что судно 1986 года постройки, в условиях санкционного давления - это судно итальянское - непонятно как его обслуживать и ремонтировать в случае, если что-то сломается, какие-то агрегаты».
К тому же, полагает Алиханов, из-за высокой стоимости следования на пароме, спроса на проезд не будет. «Мы понимаем, что стоимость проезда от Калининграда до Петербурга от 15 тыс. рублей начиналась. То есть понятно, что спроса на 2,5 тыс. кают, даже пусть они все будут по 15 тыс. рублей, (хотя это от 15 тыс.), не будет. Это будут выброшенные на ветер деньги по приобретению такого парома».
Напомним, «Принцесса Анастасия» - пассажирский паром, на его борту находятся 834 каюты и автомобильная палуба на 580 машин. Владелец судна - паромный оператор Moby SPL из Санкт-Петербурга. Он был основан осенью 2016 года в результате слияния петербургской компании St. Peter Line и крупнейшего итальянского паромного оператора Moby S.p.A.
На речном и смешанном направлении
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) также собирается построить три круизных теплохода класса «река-море» по оптимизированному проекту PV300 с рабочим названием «Карелия». По этому проекту был построен теплоход «Мустай Карим» для компании «ВодоходЪ» и достраивается лайнер «Петр Великий» для «Мостурфлота». Новые суда планируются вместимостью до 170 пассажиров.
Как отметил Алексей Рахманов, заказчик на лайнеры «Карелия» уже есть. На данный момент, по его словам, будет производиться серия для отработки новых компетенций. «Я надеюсь, что после того, как эти суда будут построены, дальше мы сможем понять, как расширить серийное производство такого рода судов». Он подчеркнул, что очень хочет чтобы теплоход «Петр Великий» пошел в серийное производство.
При строительстве судов проекта PV300 вместо того, чтобы сделать первый - «Петр Великий», головным, а второй - «Мустай Карим», серийным, в итоге получили строительство двух головных судов. Эти лайнеры принципиально разные по своей идеологии и сильно отличаются по уровню технической оснащенности. Единственное, в чем они близки - это пассажировместимость и уровень комфорта, соответствующий гостиничному уровню «четыре звезды плюс».
В то же время, мореходность «Петра Великого», который достраивается в Астрахани на заводе «Лотос», выше, чем у «Мустая Карима», который был построен в Нижнем Новгороде на «Красном Сормове». Получилось, по сути, два судна очень разных проектов. Но для того, чтобы быть экономически выгодными, такие проекты должны стать серийными, отметил глава Объединённой судостроительной корпорации.
Иван Коблов