С 15 марта возобновляется программа туристического кешбэка. Продажи туров станут осуществляться до 1 мая, отправляться в турпоездки поездки, а также в круизы, можно будет до 1 июля. Собственно говоря, очередное привлечение в туристическую и круизную индустрию процедуры возврата части затраченных потребителями средств, стало для них очередной помощью со стороны государства.
Условия участия в программе остались прежними. Напомним, продолжительность туров, на которые распространяется кешбэк, составляет от двух ночей. Оплачивать их необходимо с помощью пластиковой карты «Мир». На нее автоматически в течение пяти дней возвращается 20% от стоимости поездки, максимально 20 тыс. рублей. При этом количество туров в расчете на одного человека не ограничено.
Нынешний этап программы станет уже шестым. Предыдущий, совсем недавний, стартовал 18 января и должен был завершиться 12 апреля, но закончился досрочно – к 1 марта, из-за того, что выделенные средства были исчерпаны гораздо быстрей, чем планировалось. По данным Ростуризма, тогда в программе, приняли участия почти 700 тыс. человек, которые приобрели поездок с кешбэком на 12 млрд рублей. При этом более 2,5 млрд рублей вернулось им на карточки.
Прежний кешбэк и речные круизы
Как отмечают руководители речных круизных компаний, предыдущий туристический кешбэк, безусловно, оживил продажи водных путешествий, сыграв свою положительную и достаточно заметную роль. По словам главы судоходной компании «Цезарь-Трэвел» Сергея Абрамова, к началу весны удалось реализовать более четверти круизных путевок, и около 10% при этом приходится как раз на прежнее предложение по кешбэку.
Примерно такие же данные по продажам приводят и руководители других компаний - Дмитрий Галкин «ГАМА» и Наталья Денисова «Спутник-Гермес». А вот, по словам гендиректора круизной компании «Созвездие» Александра Соснина и совладельца ТК «ВолгаWolga» Вадима Яхнина, к марту у них было выкуплено 50-60% путевок, из которых до 20% благодаря привлечению возвратных для покупателей средств. Но, думается, речь в данном случае можно вести скорее о неких усредненных показателях, и вот почему.
Как отмечают и сами речные операторы, реализация туров по кешбэку ведется весьма избирательно. Так, в первую очередь спросом традиционно пользуются продолжительные речные походы, 5-7 дней и более. Круизы же выходного дня, длительностью от 3 до 4 дней, как регулярно показывает практика, приобретают за несколько суток, а то и несколько часов до отхода судна.
Более конкретно ситуацию разъясняет замгендиректора компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова: многое тут зависит еще от уровня теплохода и от конкретного рейса. По его словам, лидерами продаж в компании стали лайнеры класса «люкс» - «Княжна Виктория», «Александр Грин», «Россия». При этом к марту на первом круизе лоукостера «Леонид Красин» были проданы тоже более 80% его мест. Но это рейс судна приходится на период майских праздников, как и следующий, тоже хорошо продаваемый. Спрос на праздничные поездки вообще вне конкуренции.
Потом, в период действия прошлого кешбэка неплохо раскупались туры и на двухпалубном теплоходе «Сергей Образцов», который почти весь сезон ходит по Оке. Однако наиболее высоким спросом в майский период пользовалась его так называемая «московская кругосветка»: маршрут, соединяющий Северный и Южный речные вокзалы столицы через Нижний Новгород. По словам Светланы Гончаровой, примерно тот же выборочный спрос наблюдался по судам «Михаил Булгаков» и «И.А. Крылов».
Нынешний кешбэк и все те же круизы
Интересно, что многие участники речного рынка вспоминают, что и в прежние, еще доковидные времена, процент реализации круизов к началу весны находился где-то на том же уровне, что сегодня сообщают операторы. Но вот экономическая ситуация тогда была совсем другой, несопоставимо спокойней. Потому с 2020 года государство в лице Ростуризма и практикует туристические программы по кешбэку, в задачу которых входит поддержка отечественных путешественников и турбизнес.
Как отмечают участники рынка, в конце февраля, после начала военной операции на Украине, спрос на внутренние речные круизы резко упал, а у кого-то и вовсе оборвался. В начали марта реализация, тем не менее, начала восстанавливаться. И предложенный туристам с середины марта возврат затраченных средств, считают специалисты, наверняка и дальше стимулирует продажи. Хотя сейчас появилась и вполне конкретная преграда на этом пути – возможное повышение круизных тарифов. Но как уже говорилось, не похоже, что подорожание, от которого, понятно, никуда не деться, будет значительным.
И в заключение необходимо отметить, что у участников рынка речных круизов в этот раз имеются и вполне определенные претензии к туристическому кешбэку, вернее к технологии его проведения. В прошлом году он сразу охватывал период начала путешествий вплоть до июля, т.е. до высокого сезона. Теперь же, как видим, два месяца начала навигации оказались разделены по двум этапам – сначала май, а потом июнь.
Из-за чего, по мнению Вадима Яхнина, образовалась определенная путаница, как у туристов, так и у операторов. Это касается, прежде всего, размера тарифов за водные путешествия, не всегда справедливые, приобретенные заранее и по кешбэку. Но, наверное, нынешнее недоразумение со временем будет устранено, хотя сейчас и может внести некоторую сумятицу и недоверие к существующему рынку продаж речных туров.
Игорь Горностаев