Вот и в текущем сезоне в самый разгар круизной навигации Волга в очередной раз обмелела. Точнее, печально известный всей речной отрасли Городецкий шлюз под Нижним Новгородом снова, как и в прежние годы, закрыт для сквозного прохода круизных судов. Распоряжение об этом на прошлой неделе выпустило Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).
Решению предшествовали заседания, посвященные вопросу ухудшения гидрологических условий и водохозяйственной обстановки, проведенные членами межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско - Камского каскада, в том числе совместно с представителями Росводресурсов, прошедшие 6 и 7 июля. В соответствии с их предложениями, Росморречфлот установил режим работы Нижегородского гидроузла на период с 11 июля по 10 августа включительно.
Исходя из этого, и с учетом итогов совещаний с основными заинтересованными круизными операторами, определен наиболее оптимальный ежесуточный график расходов воды, включая ее попуски для прохождения судов. Что позволит, отмечают в ведомстве, максимально уменьшить убытки судоходных компаний и обеспечить перевозку пассажиров по измененным расписаниям судового движения.
Введенный график прохождения теплоходов через Городецкие шлюзы №15 и 16 в этот раз получился «рваным». В соответствии с ним, к примеру, три дня подряд судам проход разрешен, а последующие два – нет, либо задействована иная последовательность движения. При этом расписание затрагивает четырех- и даже трехпалубные теплоходы, имеющие наибольшую осадку в пассажирском флоте. А для двухпалубников «шлюзовой транзит» по-прежнему свободный.
Как отметили в круизных компаниях, организация попусков воды в районе Городца уже давно не редкость, а о нынешнем введении графиков прохождения шлюзов разговоры велись предварительно недели две. Правда, неожиданностью для некоторых участников рынка речных путешествий стал запрет на прямой проход трехдеков – ожидалось, что лимитирование коснется лишь четырехпалубных лайнеров. Но такое не раз бывало и прежде, поэтому не застало речников врасплох.
Круизное расписание по ряду теплоходов, конечно же, потребовалось скорректировать. Серьезных изменений в организацию и проведение ранее намеченных программ круизов это не внесло, сообщили в судоходных компаниях. Как сказал руководитель одного из речных операторов: «В одном случае наш тур сократился примерно на день, в другом где-то на тот же срок стал длиннее. Сокращение продолжительности путешествия мы, конечно же, компенсируем клиентам, ну а увеличение – станет подарком туристам от компании».
Поменять графики движения пришлось, в частности, владельцам трехпалубных судов, пермскому «ВолгаWolga» - теплоходы «Юрий Никулин», «Михаил Кутузов» и нижегородской «Волга-Плёс» - «Космонавт Гагрин», «А.И. Герцен», «Капитан Пушкарев». Но, конечно же, наиболее ощутимы последствия введения графика прохождения шлюзов под Нижним Новгородом для компании «ВодоходЪ» - крупнейшего оператора четырехпалубных речных лайнеров. На ее сайте сообщается, что решение о вынужденном изменении расписания следования касается судов «Виссарон Белинский», «Константин Федин», «Александр Суворов», «Семен Буденный», «Михаил Фрунзе», «Лев Толстой», «Мустай Карим», «Мстислав Ростропович», «Кронштадт» и «Санкт-Петербург».
В распоряжении Росморречфлота говорится, что при изменении внешних условий возможно как продление, так и сокращение срока действия ограничений по осадке судов. К примеру, начавшиеся дожди в столице и отчасти в Поволжье могут улучшить положение с навигационными глубинами. Однако специалисты склонны считать, что ограничения по прохождению круизных судов через Городецкий гидроузел будут продляться, и как минимум до конца летнего сезона.
Игорь Горностаев