На прошлой неделе в Твери состоялось традиционное согласование графиков движения круизных теплоходов в предстоящей речной навигации в Центральной России. С 28 ноября по 1 декабря оно проходило в Твери, в конференц-зале отеля «Grang Hotel Звезда», самой, наверное, фешенебельной гостинице этого города. Напомним, перед открытием каждой навигации на реках, озерах и каналах нашей страны круизные согласования, как уже давным-давно заведено, проводятся три раза.
В нынешнем году самое первое такое мероприятие было в начале сентября на острове Валаам, о чем наш портал подробно сообщил на своих страницах. И вот теперь тверская встреча, вторая по счету. А третья, тоже по традиции, должна состояться в марте уже следующего года, буквально накануне открытия нового сезона речных путешествий.
Организатором совещаний по согласованию выступает Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) и его вновь представляла Галина Долганова, начальник отдела развития инфраструктуры и перевозок. Приглашение от Росморречфлота были разостланы во все управления речные бассейнов Центральной России и круизным операторам. В мероприятии принимали участие и ряд других организаций внутреннего водного транспорта, а также владельцы и арендаторы причальных сооружений, принимающие туркомпании.
Общее же число участников составило примерно 40 человек. В Тверь прибыли сотрудники как ведущих компаний речных круизов - «ВодоходЪ», «Мостурфлот», «Донинтурфлот» и «Созвездие», так и их более скромные коллеги. В зале заседания, кроме того, присутствовала глава службы регулирования движения судов ФГБУ «Канал им. Москвы» Елена Петрова, а также представители «Волго-Балта», «Беломорканала» и других федеральных бюджетных учреждений. Интересно, что впервые в согласовании приняла участие компания скоростных пассажирских судов из Нижнего Новгорода «Водолёт».
Механизм проведения совещаний по согласованию остается неизменным: круизные компании оговаривают даты и время заходов своих теплоходов в конкретные порты и к причалам в течение всей навигации. Кроме того, рассматриваются и оглашаются новые законодательные инициативы, вступающие в силу в предстоящем сезоне. Но главное, совместно с администрациями водных бассейнов операторы прорабатывают очередность прохождения судами гидросооружений, тоже определяя устраивающие всех даты и время шлюзования.
И камнем преткновения здесь в очередной раз, как и ожидалось, стал вопрос прохода через проблемные Городецкие шлюзы. Ожидается, что в следующем году на них, как и в году нынешнем, возникнут сложности с навигационными глубинами. А потому судам с повышенной осадкой – это все четырехпалубные, а часто и трехпалубные теплоходы, уже примерно с середины, а то и с начала июня, сквозной путь через Городец будет закрыт. Миновать шлюзы они смогут лишь в отдельные дни и только в короткие периоды продолжительностью несколько часов, когда плотины каскада волжских водохранилищ станут сбрасывать воду. Вот в каждый такой, как называют речники, попуск операторам и надо как можно удачней вписаться.
Первый день совещания был посвящен в основном именно этой проблематике. Далее проводилась разборка уже отдельно взятых «ниток движения» круизных судов. Впрочем, кроме работы по своей основной тематике участникам совещания была предложена и интересная экскурсионная программа пребывания в Твери и ее окрестностях. Так, вечером первого дня они в организованном порядке отправились изучать производство на известном пивзаводе «Афанасий». А в дальнейшем побывали в областной курортной зоне «Завидово». Проводил экскурсии почему-то не тверской туроператор, а турфирма «Интел-Тур Кимры».
И в заключение, еще один интересный момент, который неожиданно всплыл в кулуарах совещания. Как выяснилось, многие из присутствующих на нем остановились не в самом отеле «Звезда», а в других гостиницах города, в частности, в находящейся относительно недалеко «Волге». Что вполне объяснимо, поскольку три дня пребывания в тверском «Гранд Отеле» уровня «четыре звезды» стоило для одного постояльца минимум 24,8 тыс. рублей в стандартном номере при одноместном размещении и 25,8 тыс. рублей – при двухместном. В других местах размещения Твери тарифы заметно ниже.
Кстати, ряд руководители круизных компаний, в том числе достаточно крупных, уже не раз говорили прежде о необоснованной дороговизне трех ежегодных согласований. Ведь кроме гостиницы, как видим не самой дешевой, приходится оплачивать дорогу, порой не близкую, а также командировочные сотрудникам. В связи с чем, высказывалось пожелание, которое практически витает в воздухе, о необходимости перевода мероприятия в онлайн, что весьма современно, а главное не затратно.
В Росморречфлоте, инициаторе согласования, куда мы обратились по поводу возможной перспективы электронного формата мероприятия, идею полностью поддержали. Однако, несмотря на то, что такое предложение регулятор получал не раз, никто из участников круизного рынка браться за его реализацию не торопится. Ведь для перехода на принципиально новый механизм оптимизации графиков движения круизных судов требуется, в первую очередь, специализированная и достаточно сложная, а значит тоже не из дешевых компьютерная программа. А вопросы, на какие средства она будет создаваться и кто станет ее держателем, остаются открытыми. Словом, никаких реальных шагов на этом направлении пока сделано не было.
Игорь Горностаев