Поставка в Красноярский край пассажирских теплоходов «Виктор Астафьев» (головное судно) и «Андрей Дубенский» проекта А45-90.2, которые строятся на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ) в рамках контракта с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК), в 2025 году не состоится. Получение одного из судов ожидается в 2026 году, сообщил заместитель руководителя по флоту администрации Енисейского бассейна внутренних водных путей Олег Дунаев. Это связано со сложностями завода-изготовителя и в том числе с организацией перегона судов на Енисей, отметил он.
Ранее предполагалось, что «Виктор Астафьев» и «Андрей Дубенский» начнут навигацию по Енисею в 2025 году на социально значимом для края маршруте между Красноярском и Дудинкой, включающим Арктическую зону страны. Их оператором станет красноярская компания «ПассажирРечТранс». Закладка «Андрея Дубенского» состоялась в июле 2020 года, «Виктора Астафьева» — в конце июля 2021 года. Изначально спустить на воду теплоходы планировалось в 2023 и 2024 годах соответственно, однако сроки строительства сдвинулись из-за санкций, так как пришлось пересмотреть поставщиков комплектующего оборудования. В результате теплоход «Виктор Астафьев» был спущен на воду в Санкт-Петербурге в июне 2024 года.
Пассажирское судно проекта А45-90.2 класса «река-море» разработано компанией «Агат Дизайн Бюро». Оно предназначено для перевозки 245 пассажиров на маршруте протяженностью до 5 тыс. км. Основные характеристики: длина габаритная — 99 м, ширина габаритная — 14,9 м, осадка габаритная — не более 2 м, надводный габарит с заваленной мачтой — не более 14,2 м, экипаж — 41 человек, автономность — 15 суток, скорость хода — 12,4 узла.
Новый проект представляет собой однокорпусное судно с тремя пассажирскими палубами, с верхней прогулочной палубой, рулевой рубкой, расположенной в носовой части судна на второй палубе, с кормовым расположением машинного отделения. На борту находятся ресторан, бары, медицинская каюта, камеры хранения, пассажирский лифт. Для размещения пассажиров на палубах судна предусмотрены каюты класса «комфорт», а также 7 кают класса «люкс» и одна двухместная каюта для лиц с ограниченными возможностями.
В предстоящую навигацию на речном маршруте Красноярск – Дудинка продолжат работать теплоходы «Александр Матросов» и «Валерий Чкалов» проекта 588, построенные в середине прошлого века. Им на смену и должны прийти «Виктор Астафьев» и «Андрей Дубенский». Кроме того, в сентябре 2019 года на Енисей перегнали с Волги теплоход «Максим Горький» судоходной компании «ВодоходЪ», который с июля 2020 года начал выполнять круизные рейсы.
Иван Коблов