IntKovalev G 122

Прошедший год, точнее навигация 2021 года для круизной компании «Донинтурфлот» была во многом особенной, если не сказать знаковой, и при этом, возможно, как никогда сложной. Несмотря даже на то важное обстоятельство, что организатором речных круизов в России оператор выступает с 1989 года. Однако до последнего времени его клиентами были практически только туристы из-за рубежа. Но когда эпидемия коронавируса закрыла границы между странами, было принято решение о выходе и на российский круизный рынок. Нашим соотечественникам компания предложила отправиться в водные походы на двух четырехпалубных лайнерах «Максим Литвинов» и «Антон Чехов». В то же время, девять остальных ее пассажирских судов остались в прошлом году на приколе. О том, как прошла навигация-2021 и о планах на предстоящий круизный сезон, нам рассказал владелец «Донинтурфлота» Михаил Ковалёв.

 

Первый год на российском круизном рынке

IntKovalev 2 122- Михаил Николаевич, поделитесь, как вашу компанию принял отечественный рынок речных круизов?

- Не буду скрывать, выход на него сопровождался для нас определенными трудностями, многому пришлось учиться заново. Не было поначалу и столь необходимой уверенности в себе, из-за чего неоднократно меняли расписание, переносили сроки начала навигации, отменили некоторые рейсы, заменяли суда. А ведь агентствам подобные метания не нравятся, но мы этого тогда не понимали. Так что, вначале к нам было недоверие и даже некое отторжение, но потом все кардинально изменилось.

 

- Когда же произошел «коренной перелом»?

- Приблизительно во второй половине июля все пошло вполне нормально, как и должно быть на самом деле. После чего и агентства в нас поверили. Рынок по-настоящему принял «Донинтурфлот», что очень важно. Имею в виду, как профессионалов круизного бизнеса, так и туристов. Показательно, что некоторые из пассажиров 12-ть раз за сезон побывали на наших круизах. Я и сам удивился, когда узнал об этом! И, что показательно, многие из них вошли в число наших теперь уже постоянных клиентов, приобретя туры компании на следующий сезон. К примеру, один генерал-лейтенант, герой России, выбрал поездки на трех или четырех рейсах, причем, уговорил поехать с собой еще человек десять.

 

- Каковы финансовые итоги вашей работы?

- Каждый из двух теплоходов сработал в небольшой минус. Прежде всего, потому, что в первые месяцы загрузка была неважной. Кроме того, в этот период мы предоставляли значительные скидки, возили немало агентов. Хотя, честно говоря, думали, что будет еще хуже. Ведь организация работы компании на внутреннем рынке началась лишь с января 2021 года, времени на раскрутку почти не оставалось, на это требуется хотя бы год. Вот и получили убытки, но вместе с ними пришел и столь важный опыт, который, думаю, стоит тех денег. Хотя бы даже потому, что «Донинтурфлот» теперь россияне начали узнавать. В информационном поле значительную помощь в том нам оказали «Инфофлот» и «Твой круиз», за что хочу поблагодарить их руководство. И, конечно же, нельзя забывать круизные агентства, на которые поначалу приходилась основная доля реализации туров оператора. Постепенно возрастали и собственные интернет-продажи, которые на сегодня составляют где-то около 40%. Тем не менее, в вопросе реализации наша компания по-прежнему делает ставку на турагентов, собираемся и дальше наращивать их число во всех регионах страны.

 

Российские и иностранные туристы в круизах

IntKovalev 3 122- Вы очень хорошо изучили зарубежных путешественников, а что теперь можете сказать о россиянах?

- Для меня стало откровением, что наши любители речных круизов требуют к себе гораздо больше внимания, чем иностранцы. Причем, буквально во всем и везде. К тому же, с некоторыми из них постоянно что-то случается, вплоть до каких-то казусов. Так, однажды произошла даже драка на борту – ее инициаторами стали два подвыпивших «джентльмена», из-за чего полиция задержала теплоход, а виновных высадила на берег. К тому же, как выяснилось, соотечественникам необходимо несколько изменить питание в судовых ресторанах, что мы и сделаем в нынешнем году.

 

- Удивительно, ведь свое меню «Донинтурфлот» буквально отточил на многочисленных гостях из разных стран, которые, как известно, более требовательны к еде, чем россияне.

- Питание у нас действительно на высоте, да и замечаний по нему мы не получали, были только отдельные пожелания. Тем не менее, русскому человеку нужна несколько иная кухня. К примеру, французы на лайнере «Антон Чехов» кроме качества блюд ценили еще их оформление, частую смену. Ну а нашим людям надо, образно говоря, «погуще и побольше» - я и сам такой. Кстати, второй теплоход «Максим Литвинов» прежде обслуживал немецких граждан, и продукция его ресторана гораздо больше соответствует нашим представлениям о еде. Но и здесь внесем определенные коррективы. Это же касается и анимации.

 

- Какие перемены тут намечаются?

- На борту обычно бывает значительное число детей и их досугом тоже надо серьезно заниматься. Побольше развлекательных мероприятий и разнообразных мастер-классов надо предлагать и взрослым. Как я уже отмечал, наши люди очень любят, когда ими плотно занимаются, загружая по максимуму свободное время и на судне и на берегу. Так что, собираемся выделить отдельного сотрудника, вернее, сотрудницу, которая станет отвечать за анимацию на всех действующих теплоходах. Ну а все остальное у «Донинтурфлота» уже есть: опытные капитаны, прекрасные директора круизов и ресторанов, да и вся команда – и на теплоходах и в офисах, подобралась просто замечательная.

 

Лайнеры и их программы в предстоящей навигации

IntKovalev 4 122- В нынешнем году ваша компания выводит в навигацию значительное число теплоходов.

- Всего в сезоне 2022 года «Донинтурфлот» задействует пять лайнеров. К тем, что работали в прошедшую навигацию – «Литвинову» и «Чехову», добавятся «Принцесса Анабелла», «Петр Чайковский» и «Иван Бунин». Трехпалубная «Анабелла» - несколько необычное для наших рек судно: имея вместимость около ста пассажиров и одновременно довольно скромные габариты, она может отправиться по достаточно редким направлениям: на Соловки – до Сосновца, в Великий Новгород – по реке Волхов или в Пермь – по Каме. Что позволит компании предложить своим клиентам новые круизные маршруты. Далее, «Чайковский» станет работать в Санкт-Петербурге, и пойдет на острова Валаам и Коневец, а также до Старой Ладоги и Сортавалы.

 

- А остальные три лайнера?

- Они будут задействованы на традиционных московско-питерских, прежде всего, и волжских круизах различной продолжительности. Программы составлены уже с учетом полученного нами опыта и с оглядкой на туры остальных операторов, дублировать которые, понятно, нежелательно. Так что, продолжим ходить до Казани, Нижнего Новгорода, Чебоксар и других городов, как то Дубна, Тверь. Возрастет и число «теплых» ростовских рейсов в начале и конце сезона, поскольку они так понравились пассажирам – до Астрахани, Волгограда, станиц Романовская и Старочеркасская. Напомню, наши теплоходы уходят весной из Ростова-на-Дону и туда же возвращаются осенью. Навигация «Донинтурфлота» в 2022 году, также как и в прошлом, начнется в 20-х числах апреля и продлится до конца октября. Опубликованное расписание окончательное, ничего существенно менять в нем не собираемся.

 

- Кроме того, в круизном расписании компании заявлены еще два лайнера.

- Четырехпалубные теплоходы «Сергей Дягилев» и «Игорь Стравинский» отправятся в Москву на случай возможного приезда туристов из-за рубежа. При этом несколько рейсов они выполнят с россиянами.

 

Планы на нынешний круизный сезон

IntKovalev 5 122- Думаете, в этом году иностранцы вновь появятся на речных круизах?

- Вряд ли, однако, определенные обязательства перед зарубежными партнерами у компании остаются. К тому же, отдельные иностранные группы наверняка будут подсаживаться на рейсы для россиян. Кстати, в сентябре мы уже приняли в Петербурге 40 пассажиров из Германии. Насколько я знаю, за рубежом определенный интерес к российскому круизному продукту сохраняется. В свою очередь, и у «Донинтурфлота» незадействованными остаются целых шесть теплоходов. В то же время, обстановка в мире сегодня, включая и ее эпидемиологическую часть, настолько сложная, и во что это может в результате вылиться пока совершенно неясно. Определенность должна наступить, думаю, в начале февраля – дальше тянуть уже нельзя. Впрочем, особых иллюзий на сей счет, как вы поняли, у нас нет и сейчас.

 

- Поскольку в предстоящем сезоне у компании на приколе остается значительное число судов, то не появлялось ли желание продать хотя бы одно из них?

- Такой вопрос даже не рассматривался, поскольку нормальную и даже близкую к тому цену за них не получишь. Рынка сейчас практически нет, как и серьезных покупателей.

 

- Заключительный вопрос: сколько туристов собираетесь обслужить в предстоящую навигацию?

- Надеемся, что в 2022 году нашими клиентами станут 35-40 тыс. человек. О своих программах на нынешний год мы объявили еще летом, осенью началась подготовка к предстоящему сезону, а после новогодних праздников она вступила уже в наиболее активную фазу. Что же касается главного – продаж, то по большому счету они начинаются, как известно, где-то с марта. Для сравнения, в 2021 году клиентами компании стали примерно 7,5 тыс. человек. «Донинтурфлот», по нашим подсчетам, занимает пока не более 2,5% внутреннего рынка речных путешествий, так что, у нас есть куда расти.

 

Подготовил Игорь Горностаев

IntKovalev 7 122