Высокий сезон круизной навигации 2022 года подошел к завершению. И хотя теплоходные путешествия по рекам России продолжаются, их интенсивность с начала сентября постепенно снижается. Круизные компании, в свою очередь, начинают подводить промежуточные итоги работы. И одним из ее важнейших показателей является ход реализации туров и, соответственно, загрузка судов на представленных оператором направлениях. О том, как с этой непростой для судовладельцев задачей справилась компания «Донинтурфлот» нам рассказал руководитель её отдела продаж Александр Шкарупин.
Напомним, на российском рынке речных круизов компания присутствует второй год, до этого она более 25 лет обслуживала иностранных туристов. В текущем году оператор, штаб-квартира и флот которого находятся в Ростове-на Дону, отправил на реки каналы и озера страны пять комфортабельных круизных лайнеров: четырехпалубные «Иван Бунин», «Волга Стар», «Максим Литвинов», «Антон Чехов» и трехпалубный «Принцесса Анабелла».
Продажи их круизов на май шли достаточно активно, и прежде всего потому, что в этот период действовал туристический кешбэк. Во многом благодаря чему, а акции раннего бронирования с привлекательными условиями, донинтурфлотовские теплоходы в начале навигации были загружены в среднем на 90-100%. С июня и где-то до середины августа уровень продаж оставался приблизительно прежним, может немного меньше. Как известно, в июле-августе у речных круизов наступает высокий сезон. Но при этом надо учесть, что программа кешбека к тому времени уже завершилась, а круизные тарифы в разгар лета, как всегда, возросли.
Некоторое снижение темпов реализации туров обозначилось примерно со второй половины августа. Причем, оно почти не затронуло теплоходы «Максим Литвинов» и «Антон Чехов». Что вполне объяснимо: лайнеры второй год перевозят россиян, успев даже за это непродолжительное время отлично себя зарекомендовать и обзавестись многочисленными поклонниками из числа туристов. Так что, и сейчас оба судна практически полностью загружены до конца сезона. Примерно также обстоят дела с продажами круизных путешествий и на теплоходе «Иван Бунин».
Неожиданно, даже для самих организаторов, огромным спросом пользовались круизные туры теплохода «Принцесса Анабелла». В том числе и на новой, еще особо не раскрученной речной линии до Великого Новгорода на реке Волхов. Несмотря на сравнительно высокие тарифы, все места на судне были распроданы. Отметим, «Принцесса Анабелла» – уникальный для России проект теплохода, прошедший полную реконструкцию в 2021-22 г.г. и совместивший в себе относительно небольшую пассажировместимость (46 кают) и комфорт уровня гостиницы 5*.
А вот с заполняемостью теплохода «Волга Стар» в конце августа – начале сентября нежданно возникли сложности, из-за чего два круиза даже пришлось снять с навигации. Речь идет о рейсах из Санкт-Петербурга продолжительностью 5 и 3 дня. Интересно, что ранее путешествия по тем же маршрутам Ладоги и Онеги пользовались повышенным спросом, тем более что один из отмененных – весьма востребованный круиз выходного дня.
Весьма возможно, считают в «Донинтурфлоте», что причиной случившегося стало ожидание клиентами компании поступления в продажу круизов по очередному, теперь уже осеннему кешбэку. Люди предпочли отправиться в водное путешествие чуть позже, но заплатить дешевле. Кстати, за пару недель до начала действия программы кешбека, стартовавшей 25 августа, общий объем продаж круизов оператора на осень упал раза в три. Ну а со стартом госпрограммы реализация туров взлетела вновь.
Далее, самым популярным и соответственно наиболее востребованным круизным направлением компании «Донинтурфлот» в нынешнем сезоне остается классическая водная линия Москва – Санкт-Петербург или Санкт-Петербург – Москва, а также ее более продолжительный круговой вариант. Интересным для туристов в текущей навигации стали и туры на «Литвинове» из Москвы до Перми и в обратном направлении. Причем, востребованными эти круизы был и в прошлом году. По Каме на Пермь в сентябре пойдет и «Принцесса Анабелла», все каюты на ее борту уже распроданы.
И в завершении стоит сказать о географической принадлежности туристов, выбирающих программы «Донинтурфлота». Как показывают опять же продажи компании, ее основным туристическим контингентом выступают путешественники из Москвы и Подмосковья, что вполне понятно. Далее идут представители Санкт-Петербурга и Северо-запада страны. Третье место занимают ростовчане и жители региона. А за ними уверенно следуют Самара, Казань и Нижний Новгород.
Игорь Горностаев