SummerSale G 719

Основные объемы продаж морских круизов в России, как и во всем мире, приходятся на туры компаний класса «стандарт». Их продукт еще принято называть массовым. В нашей стране безусловными лидерами, представляющими эту сервисную категорию, уже давно выступают круизные операторы MSCCruisesи CostaCruises, первый фактически, а второй исторически имеющие итальянские корни. По различным оценкам, их доля на российском рынке составляет в настоящее время 70-75%, распределяясь примерно в равной пропорции.

Далее следуют более комфортабельные и одновременно более дорогие судоходные операторы классов «премиум» и «люкс». Спрос на их круизный продукт заметно ниже, однако агентская комиссия всегда выше. Поэтому немало туристических операторов охотно идет на сотрудничество с этими судовладельцами. Особо выгодно оно бывает на растущем рынке. А как отмечают сами его участники, продажи морских туров в России в текущем высоком сезоне успешно продолжают положительные тренды, заданные в прошлые годы.

 

MSC Cruises: круизы массовые и экзотические

SummerSale 2 719Генеральным представителем компании MSC Cruises в России и странах СНГ выступает туроператор PAC Group. Как сообщил руководитель его круизного департамента Михаил Фельдман, объем реализации летних круизов морского оператора увеличился за год в среднем на 30%. Причем, продажи на следующую зиму возросли еще значительнее, хотя пока что это предварительные данные и о реальных показателях говорить рано. Но в любом случае, заметно выросла глубина продаж: если прежде активизация бронирования круизов на предстоящий осенне-зимний сезон начиналась летом, то в текущем году она сместилась на весну.

Тарифы, которые опубликовала MSC Cruises на нынешний год, вполне сопоставимы с прошлогодними. Поступали и продолжают поступать от компании специальные ценовые предложения. К примеру, некоторые недельные туры на лайнере MSC Divina, с авиаперевозкой и трансфером, еще в июне россияне могли приобрести где-то за 1 тыс. евро на человека. Кстати, текущим летом почетное второе место по популярности занимает именно этот лайнер. Лидером же, что может показаться несколько необычным, выступает MSC Seaview – более новое, но при этом и более дорогое круизное судно.

Впрочем, Михаил Фельдман считает такой расклад спроса вполне закономерным: в MSC Seaview путешественников во многом привлекает его оригинальный концепт – «корабль, следующий за солнцем», направленный на то, чтобы сблизить пассажира и море. Не вдаваясь в подробности, его можно выразить и известной потребительской формулой «цена-качество». Оба судна проводят очередной сезон на Средиземном море, в его наиболее востребованной Западной части.

Заметный спрос наблюдается и на круизы MSC Preziosa выполняемые на Севере Европы. За время их недельного проведения туристы имеют редкую возможность побывать в пяти странах и посетить четыре известные европейские столицы: Лондон, Париж, Брюссель и Амстердам. Эти морские путешествия уже прошли в мае и вновь продолжатся с середины августа до конца сентября. Традиционно хорошо идут продажи и морских туров по норвежским фьордам и балтийским городам, с отправлением и прибытием в «домашний» порт Санкт-Петербург. В нынешнюю летнюю навигацию они выполняются на лайнере MSC Meraviglia. И хотя этот двухнедельный круиз не из дешевых, спрос на него, тем не менее, возрос примерно на 10%, если сравнивать с прошлым годом.

Кроме массовых, любители круизных странствий иной раз делают выбор в пользу более экзотичных путешествий. Вот и в нынешнем году, в августе, MSC Orchestra впервые пойдет к берегам Гренландии. И уже сейчас участвовать в этом продолжительном трехнедельном плавании, и тоже далеко не дешевом, выразили желание около ста наших соотечественников.

 

Costa Cruises: как никогда низкие тарифы

SummerSale 3 719Другой круизный лидер российского рынка морских круизов, Costa Cruises, своей компании-представителя в нашей стране не имеет. Тем не менее, оператор ежегодно определяет лучших агентов по продажам во всех странах мира. В конце мая, по итогам прошлого года, в России ими были названы сразу две туроператорские структуры: CruClub и Dreamlines.ru.

Их руководители, Михаил Алексеев и Федор Егоров, тоже сообщают о росте круизных объемов на 30-35%. При этом, отдельно подчеркнул г-н Алексеев, за год несколько изменилась сама динамика процесса реализации морского продукта: сейчас она идет достаточно равно. В отличие от 2018 года, когда после апрельского о колебания валютного курса спрос на морские путешествия в последующие пару месяцев заметно упал.

Основными пунктами отправления, как и прибытия, лайнеров Costa Cruises на Средиземном море для европейских туристов и россиян по-прежнему остается ряд портов: Рим (Чивитавеккья), Барселона, Савона, Венеция. Наиболее популярны у российских туристов круизы оператора на лайнерах Costa Diadema и Costa Fascinosa. Они задействованы на недельных круговых и линейных маршрутах в Западном Средиземноморье. Что интересно, эти круизные суда не входят в число так называемых «Золотых лайнеров» Costa, имеющих наиболее серьезную русскоязычную поддержку. Отдельно стоит отметить, что стоимость многих туров на Diadema и Fascinosa начиналась менее чем с 500 евро на пассажира.

Кроме того, наши сограждане активно раскупают и морские походы компании по норвежским фьордам, выполняемые на лайнерах Costa Mediterranea и Costa Favolosa. И опять же, определяющим фактором здесь стала цена. Для примера, 5 июля из немецкого порта Варнемюнде Costa Favolosa в очередной раз отправился в 8-дневное путешествие к фьордам Норвегии. И наименьшая стоимость этого тура, во внутренних каютах, составляла всего 449 евро. Как отмечают участники российского круизного рынка, припомнить подобного уровня тарифы в разгар высокого сезона крайне сложно, если вообще возможно. Больше у компании стало и разного рода промо-предложений.

В результате, считают отдельные эксперты, расценки на ряд аналогичных круизов у MSC – главного конкурента Costa, оказались почти в 1,5 раза выше. В то же время, по оценке Федора Егорова, средний чек, а не отдельные туры Costa Cruises, этим летом снизился, в общем-то, ненамного, процентов на пять. Поэтому в CruClub и Dreamlines.ru, которые продают продукты обоих операторов, сходятся в том, что эти круизные компании по-прежнему имеют в России паритет.

 

«Премиальные» участники круизного рынка

SummerSale 5 719Заметно выросли в летнем сезоне продажи круизов Norwegian Cruise Line (NCL), компании класса «премиум». Но здесь имеется своя предыстория: произошло так потому, считает руководитель CruClub Михаил Алексеев, что в прошлом году оператор включил в свои тарифы почти все возможные опции: экскурсии, чаевые, напитки и многое что еще. После чего динамика бронирования туров NCL перешла в вялотекущую стадию. Весной, перед началом сезона, менеджмент оператора отказался от не оправдавшей себя тарифной политики. После чего реализация круизов серьезно увеличились. Интересно, что сейчас, доплатив за путевку всего 90 евро, каждый клиент компании может получить на борту дополнительный бесплатный пакет услуг: напитки, интернет и экскурсии.

Компания Royal Caribbean International (RCI) в текущую навигацию поставила в Средиземном море некогда самый большой в мире круизный лайнер Oasis of the Seas, отмечающий в этом году свой 10-летний юбилей. Он ходит по проверенной морской линии Чивитавеккья (Рим) – Неаполь – Барселона – Пальма-де-Майорка – Марсель – Ла-Специя – Чивитавеккья. Однако, в отличие от аналогичного, но гораздо более молодого судна Symphony of the Seas, сошедшего на воду в прошлом году и начавшего работу на Средиземке, «Оазис», ожидающий в ближайшее время проведения полной реновации, не пользуется высоким спросом у туристов. Хотя и здесь объем реализации пусть незначительно, но тоже несколько возрос, отмечает президент компании «Нептун» Валентин Елисеев.

Раскупаются и туры на новом лайнере Celebrity Edge компании Celebrity Cruises, работающей в сервисной нише «премиум+». Недельное путешествие на нем в двухместной каюте с окном продавалось примерно за 3 тыс. евро. С Celebrity по уровню обслуживания и продажам вполне сопоставима круизная компания Holland America Line. В то же время ее флот значительно отличается строгим классическим стилем, за счет чего оператор имеет свою устойчивую клиентуру, в том числе и в России. Обычно наши туристы выбирают недельные путешествия по тем же норвежским фьордам на лайнере Nieuw Statendam, сообщила директор по PR и маркетингу компании «Виа Марис» Елена Карманова.

Отдельные туроператоры сообщили о неожиданном росте интереса россиян к круизам по Канарам компании AIDA Cruises, считающейся вотчиной туристов из Германии. Впрочем, и здесь неожиданность имеет свою вполне конкретную закономерность. Немецкий оператор предоставляет недельные путешествия на новых судах, таких как AIDAstella, вмещающим немногим более 2 тыс. пассажиров, по интересным маршрутам с привлекательными бортовыми опциями, а главное – по вполне конкурентоспособным тарифам. В числе других морских операторов класса «премиум» и «премиум+», которые выбирают россияне, можно выделить также Princess Cruises и Oceania Cruises.

 

Самый высокий круизный уровень

SummerSale 4 719Круизы класса «люкс» – редкий, даже штучный товар на рынке морских путешествий. Понятно, что людей, готовых выложить 5 тыс. евро и более за 10-дневный тур немного, но они есть. К тому же, по словам Елены Кармановой, востребованность этого сегмента круизного отдыха отличается завидной стабильностью. Даже в тяжелые кризисные периоды спрос на люксовый продукт остается почти неизменным. Но и сейчас, в более спокойные времена, говорить о росте продаж тоже вряд ли можно, считает маркетинговый директор «Виа Марис», однако точечное увеличение спроса явно прослеживается.

В нашей стране, так сложилось, наиболее популярны круизные путешествия компаний Silversea Cruises и Seabourn. Их сравнительно небольшие лайнеры, вместимостью 300-400 пассажиров, бороздят водное пространство практически в любой точке мирового океана. Такие путешествия, благодаря высокому уровню обслуживания клиентов на борту и за его пределами, нередко называют «круизами в белых перчатках».

Меньше известна состоятельным круизным туристам из России компания Regent Seven Seas Cruises, а также Crystal Cruises и Azamara Club Cruises – дочерняя структура холдинга Royal Caribbean Cruises. Хотя такая оценка скорее условна, поскольку, говоря о спросе на люкс-круизы, речь можно вести лишь о конкретном агенте компании, а также направлении морского путешествия. Тарифы в данном случае уходят на задний план.

Так, Анастасия Кирейшина, исполнительный директор Клуба путешествий Special, который занимается экспедиционными круизами в Арктике и Антарктике, рассказала об увеличении интереса россиян к антарктическим путешествиям. Не так давно эти маршруты начала осваивать компания Silversea, а также французский оператор Ponant. Повышенный комфорт пребывания в этом, одном из самых суровых регионов планеты привлекает сюда все больше любителей круизов, в том числе и из нашей страны.

 

Игорь Горностаев

SummerSale Gm 719