В Москве 25 февраля состоялся «Фестиваль круизов-2020». Он проводился пятый год подряд, и в этот раз в столице проходил в отеле Moscow Marriott Royal Aurora 5*. Но, несмотря на малый юбилей, праздничных настроений на мероприятии, уже вошедшем в жизнь российского круизного бизнеса, не было. И виной тому, понятно, эпидемия коронавируса, разразившаяся с начала года. Впрочем, не было и уныния – круизные профессионалы и на форуме, и в офисах продолжают последовательно выполнять свое дело.
Тем не менее, развлекательные мероприятия в ходе фестиваля, как было раньше, не проводились. К тому же, поделились своими впечатлениями отдельные участники, новая для фестиваля площадка выглядела менее представительно. Хотя организатор – медиахолдинг «Турбизнес», сообщил, что по итогам было отмечено более 350 посетителей из турагентских компании Москвы, Подмосковья и некоторых ближайших областных центров, что вполне сопоставимо с прошлогодними данными.
На стендах фестиваля и в аудиториях работали 17 компаний, из них две представляли регионы страны – «Истлэнд» и «ВолгаWolga», а 9-ть - морское круизное направление. Причем, выступления и мастер-классы их сотрудников собирали значительное число слушателей, даже, пожалуй, больше, чем у их коллег-речников. Были также проведены две панельные дискуссии, охватывающие рынки речных и морских путешествий, на которых ведущие эксперты анализировали текущее положение дел в отрасли и попытались заглянуть в ближайшее будущее.
О речных круизах
Спикерами дискуссии здесь стали генеральный директор круизного центра «Инфофлот» Андрей Михайловский и заместитель генерального директора круизной компании «Мостурфлот» Светлана Гончарова, вел встречу пресс-секретарь «Мостурфлота» Александр Филимонов. Предваряя непременный интерес присутствующих, он сам задал вопрос выступающим о коронавирусе. По словам Светланы Гончаровой, на речном флоте и прежде санитарное состояние лайнеров подвергалось тщательной проверке. Теперь же, в связи с опасностью появления нового вируса, круизные операторы в период подготовки к навигации принимают еще и дополнительные меры. В частности, приобретаются тепловизоры для обследования, на судах готовятся специальные изоляторы, прорабатывается возможность дополнительной обработки кают и общественных помещений на борту.
Еще один важный момент. Опасная болезнь не стала причиной отказа от круизов со стороны иностранных зарубежных туристов. Что и понятно, ведь Россия демонстрирует всему миру высокий уровень санитарной защиты от нежданного для всех заболевания.
Другая потенциальная опасность для речных круизов связана с очередным отсутствием навигационных глубин. Опасения по этому поводу у ряда экспертов вызваны недостатком снега в центральной России, что может привести и к проблемам с паводком. Даже в прошлом году, когда прогнозы по водности были положительными, из-за внезапного обмеления Оки навигацию теплохода «Сергей Образцов» его владельцу «Мостурфлоту» пришлось завершить гораздо раньше намеченного срока. Тем не менее, оператор вновь, и тоже на весь предстоящий сезон, ставит судно на эту реку, отличающуюся своим непростым нравом. Поскольку, отметила г-жа Гончарова, многие специалисты и контролирующие организации считают, что опасность явно преувеличена: даже в условиях малоснежья осадков за зимний период выпало немало, а значит, воды на реках и водохранилищах должно собраться в требуемых объемах.
Всего же в следующую речную навигацию на реки страны выйдут 102 круизных теплохода. Год назад их было 107 единиц, зато в предстоящем сезоне, напомнили выступающие, на российских водных дорогах появится новейший речной лайнер «Мустай Карим» проекта PV-300 компании «ВодоходЪ». Завершается строительство и другого однотипного судна «Петр Великий» категории «река-море», который поступит в компанию «Мостурфлот». Как напомнила Светлана Гончарова, по сообщению Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), в эксплуатацию оно будет сдано в следующем году.
Круизный руководитель «Мостурфлота» отметила увеличение глубины реализации туров. В настоящее время собственные продажи компании составляют 70%, из них 10-15% приходится на онлайн. Агентская составляющая явно меньше – примерно 30%, но ее объем регулярно растет. Несколько иная статистика у «Инфофлота», поскольку Центр специализируется именно на реализации круизных туров, причем как речных, так, теперь, и морских: 65% продаж через агентства и 25% электронных продаж, прирост которых составляет 3-5% в год.
Самым популярным речным направлением путешествий в России остается линия, соединяющая Москву и Санкт-Петербург. За ней идут непродолжительные круизы выходного дня. Г-н Михайловский отметил и выросший спрос на период майских праздников, которые в 2020 году занимают значительное число дней. Еще один немаловажный аспект, рассмотренный спикерами – круизы по рекам страны постоянно омолаживаются. Сейчас средний возраст большинства туристов находится в пределах 35-50 лет, но при этом четко просматривается динамика «омоложения» путешествующих. Одновременно водные туры постепенно становятся и семейным видом отдыха. А значит, расширяется клиентская среда речных круизов, формируются их новые потребители, причем с прицелом не только на сегодняшний день, но и на будущее.
О круизах морских
Панельную дискуссию по морским путешествиям провела крепкая команда специалистов: руководитель департамента круизов PAC Group Михаил Фельдман, представитель Costa Cruises в России Екатерина Илюшина, гендиректор «Инфофлота» Андрей Михайловский, директор департамента развития и коммерции «Круизного Дома» Людмила Пучкова. Модератором выступила директор по PR и маркетингу «Виа Марис» Елена Карманова. Надо сразу сказать, что спикеры не зацикливались на текущей мировой эпидемии, а предложили присутствующим посмотреть немного вперед.
Правда, в кулуарах представители компаний, с которыми удалось побеседовать, не скрывали, что пока что их, как и всех нас, серьезно тревожит неизвестность дальнейшего развития событий. Но положительные примеры недавнего прошлого все равно настраивают на оптимизм. И в любом случае, считают они, придется прожить несколько сложных месяцев.
То, что потом расстановка круизных сил кардинально изменится, сомнений не вызывает. Спрос на морские путешествия, говорят данные за прошлый год по России и всему миру, рос опережающими темпами по сравнению с любыми другими видами туризма. И хотя цифра в 100 тыс. круизных туристов за год – примерно столько наших соотечественников побывало за прошлый год в морских странствиях, не велика, но это данные по всем акваториям мирового океана. А, к примеру, по Персидскому заливу, куда ряд ведущих компаний отправили в низкий сезон свои лучшие лайнеры, россияне уже входят в топ-5 массовых путешественников, прибывающих сюда из всех стран. Кстати, сейчас в этом регионе тарифы на круизы беспрецедентно низкие.
Далее, в разы больше агентств за последние годы стало заниматься морскими круизами. Во многом обратиться к этому, далеко не самому простому, виду турбизнеса их подтолкнули современные технологии, значительно облегчающие работу агента. Доступными и понятными морские путешествия для них помогают сделать и различные обучающие мероприятия, а также рекламные круизы, которые регулярно проводят круизные операторы и их представители в нашей стране. Хотя интерес к продукту продолжают снижать до сих пор бытующие в клиентской среде стереотипы – дорого, скучно, постоянная качка. Что более обидно, не избавились от них и отдельные турагентства, игнорирующие участие в учебных программах.
Круизная индустрия по-прежнему славится большим числом возвратных клиентов. Также в агентской среде она вполне справедливо ценится за достаточно высокие комиссионные – в районе 10-15%. К тому же, в отличие от традиционных туроператоров, морские операторы не рассматривают возможность их снижения. Дело в том, что круизные туры по морям и океанам находятся на подъеме, и перед их организаторами остро стоит задача привлечь на борт своих лайнеров как можно больше пассажиров.
В числе бестселлеров направлений у россиян на первом месте, как и прежде, находится Западное Средиземноморье. За ним теперь идет уже названный Персидский залив, а далее круизы с отправлением из «домашних» портов – Санкт-Петербурга, к которому с прошлого года добавился и Владивосток.
Как отметили в заключении присутствующие спикеры, несмотря даже на нынешнее снижение спроса на морские туры, объемы их продаж все равно остаются выше показателей того же периода прошлого года. Только не на 20-30%, как год назад, а на 5-10%, но все равно больше. Что, безусловно, не может не вселять оптимизм, а также веру в то, что коронавирус непременно будет побежден – это отмечали буквально все. Подобные массовые эпидемии, как птичий грипп и другие опасные болезни, получившие всеобщий резонанс, мир успешно пережил еще недавно. А затем, если вспомнить совсем недавнюю историю, следовали всплеск отложенного спроса и последующее увеличение числа круизных туристов.
Игорь Горностаев