Заместителю руководителя Росморречфлота Константину Анисимову, курирующему в этом ведомстве речной транспорт нашей страны, исполнилось 60 лет. Предлагаем вашему вниманию отрывок из интервью юбиляра, который он дал ИАА «ПортНьюс», и в котором он рассказал о дне сегодняшнем отечественных пассажирских и круизных перевозок по рекам, каналам и озерам России.
— Константин Олегович, как в нынешнюю навигацию обстоят дела с инфраструктурой водного пути?
— В этом году хорошая водность на Каме и в Обь-Иртышском бассейне. И мы отмечаем рост перевозок на этих реках и еще на Енисее. Неплохая водность в европейской части страны. Нам удалось совместно с Росводресурсами полностью наполнить основные водохранилища на Волге. У нас такое редко бывает: уровень воды в Рыбинском водохранилище не упал, а даже вырос на 20 см. На Дону навигация, скорее всего, пройдет без ограничений по осадке судов. Если говорить про всю Единую глубоководную систему, то после окончания реконструкции в Городце и завершения строительства Багаевского гидроузла, останется только одно узкое место — на Каме от шлюза Чайковский до Сарапула. Это порядка 80 км. Решить данный вопрос можно путем строительства низконапорной плотины.
— Сколько может стоить такой проект?
— Мы оцениваем строительство новой плотины примерно в 100-120 млрд рублей. Сумма значительная. Другой вариант — строительство дополнительного шлюза и проведение дноуглубления. Это будет дешевле, по приблизительным оценкам, около 60-70 млрд рублей. Но, к сожалению, такое мероприятие пока не попало в программу госфинансирования. Надеемся, что при формировании нового национального проекта «Эффективная транспортная система» мы сможем обосновать необходимые инвестиции для того, чтобы создать возможность на всем протяжении Единой глубоководной системы работать судам на осадку 3,6 м.
— Как в этом году складывается пассажирская навигация?
— Я бы разделил этот вопрос на две части. Первая — пассажирские перевозки, которые активно развиваются во многих регионах, строится новый скоростной флот. Мы видим настоящий ренессанс развития пассажирского флота. Новые электрические суда компании «ВодоходЪ» заработали в Нижнем Новгороде, Красноярске, Перми и в Ярославле. Построена причальная инфраструктура для этих судов, и можно только гордиться таким развитием.
В Москве успешно выполняются регулярные перевозки пассажиров на электрических судах. Это совершенно новый столичный вид транспорта. Обе линии работают круглогодично, потому что суда способны преодолевать лед толщиной до 20 см. Такому проекту до сих пор нет аналогов во всем мире.
На средства ГТЛК построены три скоростных пассажирских судна на подводных крыльях проекта 03580 типа «Метеор-120Р», осуществляется строительство еще девяти единиц. Также строятся четыре судна типа «Метеор-2020» со сроками поставки летом 2025-го и летом 2026 года. Но потребность в скоростных судах значительно выше. По нашей оценке, требуется еще около 55 «Метеоров» и «Валдаев».
Второй вектор — развитие круизного судоходства. Растущий спрос здесь связан с развитием речной пассажирской инфраструктуры, открытием новых туристских маршрутов и благоприятными метеоусловиями, которые привлекли больше людей. Спрос рождает предложение и стимулирует развитие круизного флота.
Все та же судоходная компания «ВодоходЪ» создает два гибридных судна проекта «Байкал». Эксплуатация начнется в 2026 году, теплоход будет совершать рейсы в акватории озера Байкал. На заводе «Красное Сормово» продолжается строительство круизных лайнеров проекта 00840 «Карелия». Суда строятся в рамках государственной программы по обновлению речного флота. Новые четырехпалубные теплоходы смешанного река-море плавания будут эксплуатироваться в Каспийском, Черном, Азовском, Балтийском и Белом морях, с возможностью судозахода на Соловецкие острова, а также в акватории Финского залива и на внутренних водных путях России.
В этом году вышло в рейс новое колесное судно «Аурум» компании «Гама». Теплоход поставлен на круговой маршрут «Московская кругосветка», соединяющий Нижний Новгород и Москву.
Восточно-Сибирское речное пароходство в 2026 году планирует запустить новое круизное судно проекта RPV8714. Оно открывает новые перспективы для развития круизного туризма на Байкале с отправлением из Иркутской области.
В 2024 году на Средне-Невском судостроительном заводе спущено на воду головное пассажирское судно проекта А45-90.2 «Виктор Астафьев», которое будет работать на маршруте «Красноярск — Дудинка — Красноярск». Продолжается строительство второго теплохода этого проекта «Андрей Дубенский».
Недавно открылся новый причал в Великом Новгороде, и туда зашло первое судно Московского речного пароходства.
— Если не ошибаюсь, именно вы стояли у истоков проекта речных круизов в Великий Новгород, когда несколько лет назад возглавляли это пароходство…
— Да, я открывал это направление. Сегодня Московское речное пароходство успешно продолжает работать на данном маршруте. Приятно отметить, что пассажирское судно, которое было заложено в Астрахани как «Петр Великий», а впоследствии получило имя «Владимир Жириновский», достраивается. Компания говорит, что в 2025 году оно выйдет в рейс на внутренних водных путях.
— Если подводить итог, то какой прогноз на эту навигацию по пассажирским перевозкам в целом?
— Если анализировать расписание круизных судов, то мы у себя в Росморречфлоте видим, что в 2024 году на пассажирских маршрутах работает больше 100 судов, а в прошлом году их было 85. Поэтому наш прогноз на текущую навигацию — 500 тыс. пассажиров.
Редакция портала «Круиз-Инфо» и его руководитель Игорь Горностаев присоединяются к многочисленным поздравлениям и пожеланиям, звучащим в адрес замглавы Росморречфлота Константина Олеговича Анисимова!